Западные наблюдатели опасаются якобы имеющегося намерения президента Владимира Путина "перекроить" Украину, сохранив ее как буферную зону между Россией и НАТО
Пресс-служба Президента России
 
 
 
С этой точки зрения захват зданий парламента и правительства Крыма и внезапные военные учения воспринимаются как "игра мускулами", которая пока не имеет признаков подготовки к настоящей войне
Министерство обороны Российской Федерации
 
 
 
Обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум перечисляет невоенные тактики, которыми, с учетом опыта КГБ, может воспользоваться Путин. Это будет "provokatsiya"
Reuters

Западные наблюдатели, как следует из материалов иностранной прессы, опасаются якобы имеющегося намерения президента Владимира Путина "перекроить" Украину, сохранив ее как буферную зону между Россией и НАТО. С этой точки зрения захват зданий парламента и правительства Крыма и внезапные военные учения воспринимаются как "игра мускулами", которая пока не имеет признаков подготовки к настоящей войне.

Перефразируя Манифест коммунистической партии, The Time пишет о том, что по Европе бродит "призрак страшной кровавой войны", сравнимой с югославской бойней. По мнению издания, крымские татары, опасаясь подъема русского национализма, рассчитывают на защиту единого украинского государства. "Если конфликт дойдет до того, что Россия попытается отделить Крым от Украины, начнется война, которая обратит одни этнические группы против других", - цитирует статью InoPressa.

Аналитики издания указывают на два фактора, способных предотвратить эскалацию конфликта: 30 млрд долларов, вложенных российскими банками в Украину, и способность Путина воспользоваться любым намеком на слабость или непрочность нового правительства.

В The Guardian рассуждают проще: неизвестно, причастен ли Кремль к захвату крымского парламента, но действия России все равно являются явной угрозой, демонстрацией влияния и разжиганием трений. Издание советует правительству Яценюка быть осторожными и обещать Москве соблюдать интересы русскоговорящего меньшинства, чтобы не "нарваться на ответ России". Хороший пример того, как не надо поступать в таких ситуациях, показала Грузия в 2008 году, когда нарвалась на ответный удар России после введения войск в Южную Осетию.

The Christian Science Monitor полагает, что Москва, поигрывая мускулами, только подтверждает бытующие на Западе стереотипы о том, что Россия боится вторжения настолько, что принуждает соседей к выполнению роли буферной зоны. "В ближайшее время у Владимира Путина имеется возможность доказать, что это не так", - говорится в статье. Издание приводит мнение автора концепции сдерживания СССР Джорджа Кеннана, предупреждавшего о том, что русские - "незащищенный народ, который страх или беспокойство о престиже может толкнуть на поступки, не отвечающие ни нашим, ни их собственным интересам".

WSJ: Путин авторитарен, а потому непредсказуем

А вот в The Wall Street Journal разглядели в захвате зданий в Симферополе признаки операции российского спецназа и полагают, что у США и Евросоюза не осталось никаких сомнений "относительно намерений президента России спровоцировать потенциально вооруженный конфликт в Европе". Путин, пишет издание, уже наблюдал флегматичность Запада во время грузинского конфликта в 2008 году и теперь "раздумывает над перекраиванием территории Украины".

А авторитарность российского президента делает его абсолютно непредсказуемым. К тому же, сокрушается WSJ, Белый дом до сих пор всегда уступал ему и не давал оснований "уважать волю Америки". А, поскольку такие методы воздействия, как заявления Госдепартамента США или твиты из штаб-квартиры НАТО на Путина уже не действуют, издание считает необходимым предъявить аргументы поубедительнее.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в Le Temps предупреждает, что сценарий конфликта на Украине разворачивается именно так, как "начинаются региональные конфликты", а стало быть, надо срочно объединять Украину, чтобы она могла и дальше служить мостом между Европой и Россией. "В противном случае Владимир Путин не упустит возможности запустить центробежные силы с прицелом на Крым", - говорится в статье.

El Pais обвиняет Кремль в давлении и пишет об "элементах взрывоопасного коктейля" на Украине, в то время как The Daily Beast приводит данные разведки, свидетельствующие о том, что Россия никуда не собирается вторгаться. "С точки зрения разведки мы не имеем никаких резонов полагать, что за российскими военными учениями стоит нечто большее", - утверждает высокопоставленный источник в разведке США. К тому же, успокаивает издание, в группировке российских войск, направленных к украинской границе, слишком мало медицинских подразделений для настоящего конфликта, а радиоперехват не показывает ничего похожего на подготовку к вторжению.

Тем не менее Фиона Хилл, директор Center on the United States and Europe в Brookings Institution уточняет, что милитаристские действия все же могут быть применены в одном конкретном месте - в Крыму.

Пресса советует отправить в Черное море военный флот и предупреждает о "provokatsiya"

Журналист Le Temps Эммануэль Гришпан, назвавшая ситуацию в Крыму парадоксальной, нашла в Симферополе людей, которым другие люди рассказывали о чеченцах, якобы участвовавших в захвате парламента в Симферополе. В своей статье она приводит мнение экс-главы Службы безопасности Украины Евгения Марчука, который не сомневается в том, что это был российский спецназ из Севастополя.

А обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум перечисляет невоенные тактики, которыми, с учетом опыта КГБ, может воспользоваться Путин. Это будет "provokatsiya", поясняет она.

Признаки провокаций автор статьи разглядела и в действиях Януковича, и украинских ультраправых. Особенно уязвим перед "манипуляциями", поощряющими сепаратизм, по мнению Эпплбаум, Крым. Но учитывать следует и экономические методы воздействия, говорится в статье.

Колумнист той же газеты Чарльз Краутхамер пишет о том, что Путин видит свою глобальную миссию в восстановлении российской империи. В эту концепцию укладывается и война с Грузией, и принуждение Украины к отказу от Соглашения об ассоциации с ЕС, полагает автор. Ссылаясь на Генри Киссинджера, он утверждает, что, если Америка не уравновесит влияние России, Украина "окажется под российский гегемонией".

В первую очередь Краутхаммер предлагает США заявить о бескомпромиссной поддержке революции на Украине, затем предложить пакет финансовой помощи, а предостережение против вторжения в адрес Кремля подкрепить отправкой в Черное море военно-морской флотилии.