Германия завершает полугодовое председательство в Евросоюзе, передавая бразды правления Португалии. И вместе с ними Лиссабону достанутся такие нелегкие задачи, как придание договорной формы решениям недавнего брюссельского саммита о реформе институтов ЕС и проведение переговоров о новом основополагающем документе между ЕС и Россией, пишет "Независимая газета".
Формально передача полномочий от канцлера Германии Ангелы Меркель премьер-министру Португалии Жозе Сократишу состоится 1 июля. Берлин как можно более торжественно обрамляет финал германского председательства в Евросоюзе. Вчера с утра канцлер Ангела Меркель провела специальное заседание своего кабинета, посвященное итогам проделанной работы на поприще ЕС. В тот же день она лично представила соответствующий отчет на пленуме Европарламента в Брюсселе.
Правительство ФРГ подчеркивает прежде всего свои достижения. Например, принятие конкретизированной экологической программы сообщества. Но на первом месте выделяются результаты состоявшегося на прошлой неделе саммита ЕС. Несмотря на претензии Лондона, и Варшавы, едва не сорвавшей саммит, канцлеру Меркель удалось добиться на нем одобрения мандата, положения которого должны определить будущие процедуры принятия решений и выработки политики ЕС.
Естественно, Берлин использует эти достижения в интересах укрепления своего авторитета и влияния в ЕС. Они важны и во внутриполитическом плане для закрепления высокого рейтинга Меркель и перспектив ее партии на выборах 2009 года.
По прошествии дней выясняется, что все это достигнуто весьма серьезной ценой. Вынужденный брюссельский компромисс отразил отсутствие не только единства, но и реальной солидарности 27 государств – членов ЕС. В дальнейшем он скорее предопределяет сообщество "разных скоростей движения" и разных подходов к ряду важнейших направлений политики. В частности, это касается внешней, финансовой и социальной сфер.
Хотя Германия и Франция действовали в Брюсселе, по выражению президента Николя Саркози, "рука об руку", уже на этой неделе выявились их несовпадающие подходы даже к вялотекущему процессу переговоров о перспективе принятия Турции в ЕС. Но куда более существенно, что отнюдь не закрыта проблема особого поведения Польши.
Братья Качиньские вырвали своим ультиматумом важную уступку, позволяющую Варшаве еще 10 лет шантажировать коллег по ЕС применением вето. Тем не менее после саммита напряженность в польско-германских отношениях лишь усилилась. При этом дело дошло до хулиганских выходок со стороны польских СМИ.
Издающийся в Варшаве журнал Wprost на днях опубликовал оскорбительную карикатуру на Меркель, изображающую ее полуоголенной "мачехой Европы", держащей у своей груди правящих польских близнецов. Премьер-министр Ярослав Качиньский заявил в радиоинтервью: "Я предупреждаю германских правителей, Германия не должна потакать высказываниям, которые могут привести к худшему – несчастью для Европы и тем самым к бедам, которые затронут самих немцев". Немецкая пресса пишет в этой связи о "мрачных угрозах из Варшавы".
Ранее вето Варшавы обрекло на полную неудачу одну из главных декларированных целей германского председательства, а именно переговоры о новом стратегическом партнерском договоре ЕС–РФ. Теперь Берлин оставляет эту проблему в наследство Лиссабону.
Во время визита в Москву в конце мая премьер-министр Португалии Жозе Сократиш сказал: "Задачи и ответственность, которые лежат на России и на Европейском союзе, заключаются в том, чтобы прийти к общему стратегическому договору о наших взаимоотношениях, которые объединили бы наши исторические миссии. С этой идеей Португалия отправится в свое председательство в Европейском союзе".
Однако при всей доброй воле у Лиссабона нет внушительных политических, экономических и иных рычагов воздействия на Польшу, которые Берлин использовал в Брюсселе, но предпочел не применять для разблокирования переговорного процесса с Россией. Впрочем, быть может, другие обстоятельства помогут сдвинуть его с мертвой точки до следующего саммита Россия–ЕС, который пройдет в октябре в Лиссабоне.