Китайский лунный проект, получивший название "Чан-э" по имени мифологической богини, живущей на Луне, развивается ускоренными темпами
Архив NEWSru.com

Китайский лунный проект, получивший название "Чан-э" по имени мифологической богини, живущей на Луне, развивается ускоренными темпами. Уже в будущем году Пекин выведет на орбиту Луны спутник, через десять лет - отправит на Луну зонд с роботами, которые будут исследовать лунную поверхность. "Китай уже обладает технологиями и экономической мощью, чтобы отправить своих людей на Луну", - заявил недавно заместитель аэрокосмического центра Пекина Лун Лехао. Принимая во внимание, что NASA не сможет доставить на Луну человека раньше 2018 года, не исключено, что китайцы могут упредить американцев, пишет La Repubblica.

В минувшую среду Чжу Минцай, директор центра аэрокосмических исследований КНР, находящегося в ведении Народно-освободительной армии Китая, сопровождал иностранных журналистов по центру управления, где на больших светящихся экранах можно увидеть расположение объектов на орбите Земли. Директор показал журналистам учебные классы "тайконавтов", центрифуги и тренажеры, имитирующие состояние невесомости.

Чжу расхваливал перед корреспондентами "астронавтов-патриотов, гордость нации: 15 октября 2003 года первый китайский военнослужащий провел на орбите 21 час 23 минуты". Он показал прототип ракеты-носителя Long March 2 с красным флагом на борту. Руководитель центра продемонстрировал снимки последнего приземления в пустынном районе Внутренней Монголии.

Китай стал третьей страной после бывшего Советского Союза и Соединенных Штатов в 60-е годы, которой удалось самостоятельно вывести на орбиту корабль с экипажем на борту. В прошлом пуски ракет проходили в обстановке строжайшей секретности: не объявлялись ни сроки, ни цели космических миссий.

Первый сигнал об изменении стратегии поступил 12 октября 2005 года, когда правительство превратило запуск двух астронавтов в настоящее зрелище на американский манер: президент Ху Цзиньтао и премьер Вэнь Цзябао присутствовали в центре управления полетами, откуда велась прямая телетрансляция, и где находились родственники астронавтов. Они, еще находясь в полете, стали звездами шоу. Смена стиля свидетельствует о том, что Китай намеревается пойти по стопам Соединенных Штатов или даже занять их место на этапе, когда NASA переживает трудности, отмечает итальянская газета.

В среду с журналистами встретился самый знаменитый "тайконавт" полковник Ян Ливэй, ставший первым китайцем, побывавшим в космосе. Он появился в гражданском костюме, пиджаке и галстуке, а не в военной форме. "Мы реализовали мечту, которую китайские ученые лелеяли десятилетиями", - сказал Ян, имея в виду многочисленные достижения китайских ученых и техников в ту счастливую пору, когда Китай изобрел порох и на много столетий опередил древний Запад в астрономических исследованиях.

Полковник произнес слова, которые Пекин хотел донести до мира: "Вы, друзья журналисты, способны помочь мировому общественному мнению лучше понять нас. В 2003 году я вывел на орбиту китайский флаг и вымпел ООН, потому что наши научные исследования проводятся в интересах всего человечества".

По сравнению с космическими одиссеями 60-х и 70-х годов многое изменилось, и научный энтузиазм, оптимизм в отношении технического прогресса, патриотизм, похоже, переместились из Америки в Китай, продолжает издание. Разочарования, которые пришлось испытать американцам в смысле соотношения "затраты-выгоды", сегодня уступают место новым вызовам: существуют мнения, что Китай, переживающий экономический бум, испытывающий недостаток в сырье и энергии, лелеет надежду на то, что сумеет расширить космические исследования. Однако пока американцев волнует не то, что китайцы могут добраться раньше них до других планет - Вашингтон убежден, что китайская космическая программа преследует в первую очередь военные цели, подчеркивает La Repubblica.

Пекин развивает потенциал противостояния американскому главенству в космосе - от спутниковых шпионских технологий до ослепляющий лазеров, - чтобы подготовиться к возможному конфликту с Тайванем. Это частично можно подтвердить стратегией обхаживания, предпринятой в ходе вчерашнего визита: китайцы хотят развеять страхи Вашингтона, подчеркивают свои мирные намерения, надеются на приглашение к участию в международных орбитальных станциях, куда США всегда старались не допускать китайцев.

Уже далеки те времена, когда президент Мао Цзэдун, испытавший унижение в связи с запуском советского "Спутника", говорил в 1957 году, что "Китай не способен вывести в космос даже картофелину". В действительности, именно в эти годы началась китайская космическая гонка, отмечает газета. Отцом китайской космической науки стал ученый с особенной судьбой: Цянь Сюэ-сень, родившийся в 1911 года в Ханчжоу. В 1935 году он бежал в Америку, где стал одним из самых великих теоретиков ракетной физики под руководством Теодора фон Кармана и одним из основателей Jet Propulsion Laboratory в Калифорнии.

Роль Цань была настолько важна для Пентагона, что он был направлен с первыми американскими войсками освобождать Германию, чтобы захватить немецкие документы по снарядам V2. Цань знал Вернера фон Брауна - отца американских космических заводов. Он стал жертвой маккартизма и охоты на ведьм, его обвинили в принадлежности к коммунистам и арестовали в 1950 году, и спустя пять лет американцы "подарили" ученого Мао. Они не ведали, что творят, заключает итальянское издание. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)