Иран окончательно отказался от идеи "урановой сделки" с мировым сообществом, которая предусматривала отказ от производства ядерного топлива внутри страны и его импорт из-за границы. "Мы больше не будем вести переговоры по вопросам замораживания производства урана и уранового обмена", - заявил глава Организации по атомной энергии Ирана Ферейдун Аббаси, которого цитирует во вторник государственный телеканал Press TV.
Он подчеркнул, что Иран "достиг такого прогресса, что мировые державы должны теперь обсуждать с нами поставки другим странам необходимого топлива". Аббаси также сообщил, что "производство в Иране обогащенного до 20 процентов урана не остановится", передает "Интерфакс".
Иранский ядерный чиновник объявил, что нынешние и будущие реакторы нуждаются в дополнительном обогащенном топливе, поэтому Иран намерен возобновить работы по обогащению урана на предприятии в Фордо, на которое с 22 августа уже начали перемещать часть центрифуг из ядерного центра в Натанзе. Одновременно планируется увеличить производственные мощности в Натанзе, добавил Аббаси.
При этом он выразил готовность рассмотреть претензии МАГАТЭ по ряду вопросов, но только если они будут "сопровождаться соответствующими доказательствами и документами" и при условии, что МАГАТЭ "изменит язык своих докладов, поскольку нынешний язык неприемлем для Ирана".
Как сообщалось, в октябре 2009 года года "венская группа" в составе МАГАТЭ, России, Франции и США предложила дообогащать за рубежом иранский уран для нужд Тегеранского исследовательского реактора, производящего изотопы для медицинских нужд.
Франция, Россия и США предложили Ирану отдать им уран, обогащенный до 3,5%, а взамен получить 20-процентный уран. При этом Франция и США, которые должны были стать поставщиками 20-процентного урана, предложили Ирану схему, согласно которой, сдав уран, обогащенный до 3,5%, в Тегеране должны были бы в течение нескольких месяцев ждать 20-процентного урана.
Однако за столь продолжительное время самостоятельно накопленные запасы этого материала в Иране успели бы кончиться, поясняют в Тегеране. Поэтому парламент страны отверг эту схему, и Иран решил обогащать уран до 20-процентного уровня исключительно собственными силами.
В мае 2010 года Иран, Турция и Бразилия заключили трехстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории. Согласно документу, Тегеран должен отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного (3,5%) урана и в течение года получить взамен 120 килограммов обогащенного до 20% ядерного топлива. Однако эта схема топливозамещения не нашла единодушной поддержки шестерки международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН - Россия, Китай, США, Франция и Великобритания плюс Германия).
"Шестерка" добивается, чтобы Иран, вступив в переговоры, пообещал прекратить работы по обогащению урана, так как они противоречат договору о нераспространении ядерного оружия. США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы развития мирной атомной энергетики.
Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад при этом неоднократно заявлял, что никакие предложения мировых держав не смогут убедить Тегеран отказаться от работ по обогащению урана.
В июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию об ужесточении экономических санкций в отношении Ирана. В конце мая 2011 года на саммите "большой восьмерки" мировые лидеры подписали итоговую декларацию саммита, в которой выражается серьезная озабоченность действиями Тегерана, постоянно игнорирующего резолюции СБ ООН и требования МАГАТЭ.