Держава, которая заставила Японию капитулировать во Второй мировой войне - вовсе не США, сбросившие бомбы на Хиросиму и Нагасаки, а СССР. Стране восходящего солнца пришлось капитулировать перед войсками Иосифа Сталина, а не из-за того, что два города оказались в руинах. К такому выводу пришел Уорд Уилсон, старший научный сотрудник British American Security Information Council, автор книги "Пять мифов о ядерном оружии", который заодно объяснил, кому выгодна традиционная трактовка.
"Чудо внезапной капитуляции"
Американцы и японцы о "чуде внезапной капитуляции" рассказывают так: 6 августа 1945 года - бомбардировка Хиросимы, спустя три дня - вторая бомбардировка, а на следующий день Япония поднимает белый флаг, пишет Уилсон в журнале Foreign Policy.
У исследователя возник вопрос: почему Высший совет Японии впервые обсудил вопрос о капитуляции только 9 августа? Причина - точно не Нагасаки, потому что бомба была сброшена уже после начала совещания. Также неясно, почему днем ранее Высший совет по запросу МИДа отказался обсуждать вопрос о Хиросиме, приводит Inopressa.ru доводы, изложенные исследователем в журнале.
О чем молчит "американская" версия
Уорд Уилсон готов разъяснить все эти неясности. Во-первых, летом 1945 года американская авиация разбомбила 66 японских городов различными способами. И в этом длинном перечне Хиросима - лишь на 17-м месте по величине разрушений (в процентном соотношении).
Во-вторых, эти события нельзя рассматривать отдельно от того факта, что в Японии уже давно говорили о невозможности продолжать войну. У правительства были две альтернативные стратегии по выходу из конфликта на самых выгодных условиях.
Хиросима не мешала планам Японии
Первый план - дипломатический. Пакт о нейтралитете с СССР должен был закончиться в 1946 году, и это время можно было использовать для переговоров. Команда министра иностранных дел Того Сигенори надеялась убедить Сталина стать посредником на переговорах с США.
"Это было здравое стратегическое мышление: СССР был заинтересован в том, чтобы условия соглашения не были слишком благоприятны для США: рост влияния и мощь США в Азии ослабили бы влияние и мощь СССР", - поясняет автор.
Второй вариант: решить исход войны должна военная мощь. У японцев была надежда, что они смогут истощить американцев и навязать им более выгодные условия мира.
Трагедия в Хиросиме нисколько не нарушала эти два плана. И до 8 августа оба они были осуществимы, но только не после 8 августа, когда СССР вступил в войну с Японией.
Советское вторжение сыграло решающую роль
В перерыве между двумя американскими бомбежками советские войска вторглись в Маньчжурию и Сахалин. Это сразу смешало все карты: теперь нельзя было и мечтать о том, чтобы Сталин стал посредником в переговорах. Кроме того, японцы были не в силах отражать атаку.
СССР напал на те территории, где японские войска были слабыми, он собирался вторгнуться на территорию Хоккайдо, которую охраняли всего две дивизии и две бригады, поясняет Уилсон.
"Можно дать решающий бой одной великой державе, наступающей на одном направлении, но невозможно отбиться от двух великих держав, атакующих с двух разных направлений", - отмечает автор исследования.
Таким образом, второму плану с истощением США также не суждено было сбыться. Впрочем, такой вариант тоже брали в расчет: еще в июне 1945 года японцы признавали, что их судьбу решит война или мир с СССР.
США убедили всех в своей мощи, Япония нашла сочувствующих
Версия, раскритикованная Уилсоном, была на руку и США, и Японии, уверен исследователь. "Поставьте себя на место императора. Война обернулась катастрофой, и, хуже всего, вы лгали своему народу, умалчивали о том, как все ужасно. Народ будет шокирован вестью о капитуляции", - поясняет ученый и тут же добавляет: обвинить в провале революционные достижения техники было отличным способом "одним движением замести под ковер все ошибки и просчеты времен войны".
В результате капитуляции по "атомным" мотивам император сохранил легитимность, а страна воззвала к сочувствию и успешно отвлекла внимание от зверств японской армии.
США такой интерпретацией существенно укрепили свою репутацию и свое влияние. А что было бы, если главной версией стала капитуляция Японии перед Сталиным?
"Если бы причиной капитуляции считалось вступление СССР в войну, Москва смогла бы утверждать, что за 4 дня ей удалось то, чего США не могли добиться 4 года, и представления о военной мощи и дипломатическом влиянии СССР окрепли бы", - отмечает Уинстон. Именно поэтому, по словам ученого, в этот период холодной войны утверждение о решающей роли Советского Союза в США считалось "пособничеством врагу".
Кроме того, такой подход еще и перечеркивает представления о важности, уникальности и масштабе ядерной угрозы.