В России наемных убийц не считают, пишет в понедельник "Новая газета". Как пишет издание, в ведущих научно-исследовательских институтах МВД и прокуратуры объяснили: если нет достаточной раскрываемости заказных убийств, то нет и фактов для серьезного исследования. А нет исследований - нет раскрываемости.
Также не существует статистики очевидных убийств по найму. Вместе с тем в России регулярно убивают высокопоставленных чиновников, крупных политиков и бизнесменов. Но подсчитывать потери и анализировать ситуацию так и не начали. Главный информационный центр МВД, Следственный комитет, Генпрокуратура РФ этим по-прежнему не занимаются, пишет "Новая газета".
Рынок киллерских услуг
По данным "Новой газеты", в зависимости от профессионализма наемного убийцы, а также статуса и степени охраняемости его жертвы заказчик платит приблизительно от 10 тыс. до 30 тыс. долларов.
В своем ежегодном отчете перед депутатами Госдумы РФ Генпрокурор Устинов отметил, что в прошлом году расследовалось 70 убийств по найму. Если поверить Генпрокуратуре и провести нехитрые вычисления, то получится, что в 2002 году российские киллеры получили, по самым скромным подсчетам, 1 млн 50 тыс. долларов.
Механизм оплаты сложен. Здесь не обходится без посредников. Нередки случаи, когда нанятый киллер за меньшие деньги покупает "субподрядчика", а тот, в свою очередь, за совсем незначительную сумму нанимает непосредственного исполнителя. Такая модель гарантирует конспирацию и возможность следом за жертвой уничтожить ее киллера. Как правило, в громких заказных убийствах используют именно эту схему, пишет "Новая газета".
Портрет киллера
Условно киллеров делят на высоких профессионалов, профессионалов и случайных наемников. Высокие профессионалы - своего рода легенда киллерства - сотрудники спецотдела "В", который подчинялся непосредственно председателю КГБ СССР. Начальником спецотдела был Иван Анисимович Фадейкин - выпускник журфака МГУ.
Отдел отвечал за выполнение "непосредственных акций" за рубежом, проще говоря, за убийства. Сотрудники планировали и осуществляли диверсии на территории иностранных государств, устранения членов правительства, военной верхушки... В 1971 году в Англию бежал сотрудник отдела Олег Лялин, и спецотдел реорганизовали в 8-й отдел управления "С" (нелегальная разведка) ПГУ КГБ.
Профессионалы - уже не легендарная элита, а "соль земли". Это, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных органов - выходцы из армейских спецподразделений, прошедшие "горячие точки".
Среди случайных наемников есть и обычные бомжи, и уголовники со стажем. Нередко именно они являются исполнителями, которых потом устраняют, пишет "Новая газета".
Профессиональные киллеры, впрочем, тоже живут недолго. Как правило, их хватает на выполнение двух-трех заказов. Возможно, именно поэтому профессионал убивает один раз в год или один раз в два года. А в остальное время нередко занимается посреднической деятельностью. По оценкам экспертов "Новой газеты", в Москве примерно 40 профессиональных убийц.
Если убийца по найму достаточно удачлив и действует долго, у него начинаются проблемы с психикой. Несколько лет назад случайно задержали столичного киллера, совершившего восемь убийств. Вначале у него внезапно умерла семидесятилетняя родственница, и участковый врач констатировал естественную смерть. А примерно через месяц в той же квартире умерла сестра старушки. Начали разбираться - и после вскрытия выяснили, что сестре в ухо выстрелили из специального устройства. Оказалось, что киллер приобрел стреляющую авторучку, не сдержался и испытал ее на ближних. Беседуя с экспертом, он объяснил свое поведение "зудом в руках". Ему понравились беззвучность и безопасность стрельбы, хотя родственников "было жалко".
Подготовка убийства
В большинстве случаев сам киллер ищет заказчика, и делает он это через тех же посредников. Профессиональный наемный убийца постоянно собирает сведения о нескольких перспективных жертвах. Он ориентируется в конфликтах. А затем, прощупав почву, в нужный момент предлагает свои услуги возможному клиенту.
Прикрытие и алиби киллера состоит в том, что на время совершения убийства или сразу же после него он может лечь в больницу или даже сесть в тюрьму за мелкое преступление...
С оружием у киллеров проблем нет. Нелегального оружия в России хватит на несколько войн. Киллеры подкарауливали своих жертв не только с пистолетом ТТ, но даже с гранатометом. В Санкт-Петербурге так расстреляли бронированный джип председателя совета директоров "Балтийской финансово-промышленной группы" Павла Капыша.
Неиссякаемым источником оружия и боеприпасов служат армия и "горячие точки". Найти поставщиков практически невозможно, даже если на "стволе" уцелел заводской номер. А брошенное оружие киллера со стертым номером гарантирует ему практически полную безопасность.
Профессионалы тщательно выслеживают жертву. Чтобы избежать случайностей, составляют график ее передвижения. Если необходимо, собирают подробнейшие сведения об охране, знакомых и домочадцах. К слову, эти материалы нередко циркулируют между службами безопасности крупных бизнес-структур.
Спасти себя усиленной охраной в таком случае невозможно. Она способна остановить только случайного наемника. В крупных частных службах безопасности давно поняли, что от встречи с профессионалом уберегут только грамотные оперативные мероприятия, то есть сбор своевременной информации об активности потенциальных заказчиков и непримиримых конкурентов.