Премьер-министр Владимир Путин встретился накануне с руководством крупнейших банков и потребовал развернуть кредитование реального сектора и снизить ставки по кредитам. Со своей стороны власти создали для этого все условия - снизили для банков стоимость фондирования в ЦБ, усовершенствовали инструмент госгарантий по кредитам и готовы докапитализировать крупнейшие банки, пишет газета "Коммерсант".
Перед тем, как пойти на встречу с банкирами, где присутствовали глава "Сбербанка" Герман Греф, президент ВТБ Андрей Костин, председатель правления "Россельхозбанка" Юрий Трушин, глава "Газпромбанка" Андрей Акимов, президент "Альфа-банка" Петр Авен, глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, глава ВЭБа Владимир Дмитриев, а также министр финансов Алексей Кудрин, председатель Банка России Сергей Игнатьев, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, замминистра экономического развития Анна Попова, премьер принял двух губернаторов - Ярославской области Сергея Вахрукова и Новгородской области Сергея Митина.
Митин банки сдержанно похвалил - особенно "Россельхозбанк", который выделил 3 миллиарда рублей кредита, благодаря которому за один год была построена птицефабрика. Зато Вахруков остался действиями банков недоволен. "Для большинства предприятий сегодня ситуация с процентными ставками очень сложная - в зависимости от возможностей, они кредитуются, в лучшем случае, по ставке 17%, а в большинстве случаев даже более 20%", - посетовал он.
В качестве примера губернатор привел НПО "Сатурн", у которого средняя ставка по кредитам с 11% в сентябре прошлого года выросла до 17%. Так что на встречу с банкирами Путин пришел вооруженным фактами, которые не замедлил озвучить.
"Я так понимаю, что не у всех получается кредитовать реальный сектор по ставке не выше 14%, именно такую ставку правительство и Банк России считают приемлемой", - без лишних предисловий начал премьер.
Следует пояснить, что 14%, которые премьер считает приемлемой ставкой - это ставка рефинансирования +3%. С требованием к банкам, получившим помощь от государства, выдавать кредиты под ставку рефинансирования +3% премьер выступил еще в конце апреля.
"Нам нужно найти оптимальный баланс, не допустить, с одной стороны, кредитного голода, преодолеть наконец кредитное сжатие, а, с другой стороны, не допустить неконтролируемого роста так называемых плохих займов", - поставил банкирам очередную задачу Путин.
Свои предложения правительство сделало: это снижение ставки рефинансирования и вслед за ней всех ключевых ставок ЦБ, госгарантии по кредитам реальному сектору и докапитализация банков путем обмена ОФЗ на привилегированные акции, перечислил премьер. По его мнению, этого достаточно для того, чтобы выдать в ближайшие месяцы кредитов реальному сектору на 500 миллиардов рублей.
Дальнейшая часть заседания была закрытой для журналистов, однако, как сообщил присутствовавший на заседании Олег Вьюгин, банкиры обусловили расширение кредитования дальнейшим снижением процентных ставок Банка России. С конца апреля регулятор четырежды снижал свои ставки, суммарно на 2 процентных пункта.
"Мотивация банкиров была такой: 11% - ставка рефинансирования ЦБ и, соответственно, минимальная стоимость заимствований для банков, реальная - больше, - рассказал "Коммерсанту" Вьюгин. - Даже если исходить из 11%, то плюс маржа, и минимальная ставка по кредитам для реального сектора получится 17%. Поэтому кредитование по ставке 14% требует дальнейшего снижения ключевых ставок ЦБ. Макроэкономические условия для этого есть".
Вопрос кредитных рисков на совещании поднимался, но внимание на нем не заострялось и никаких решений по этому вопросу не последовало, добавил Вьюгин.
Между тем председатель правления "Оргрэсбанка" Игорь Коган считает именно этот вопрос главным препятствием на пути наращивания банками кредитного портфеля: "Сколько бы ни было капитала, терять его все равно жалко, а на текущий момент кредитные риски из системы не исключены. Остроту проблемы могло бы снизить создание банка плохих активов. Новых заемщиков крайне мало, поэтому, чтобы кредитовать дальше, нужно кредитовать существующих, а без реструктуризации их долгов это крайне рискованно".