РЕН ТВ

По делу о подготовке теракта 31 декабря в Москве задержаны десять человек. Семерым из них уже предъявлено обвинение. Об этом сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, передает "Интерфакс".

Напомним, что ранее назывались фамилии пяти подозреваемых по этому делу. Четверых арестовали 31 января. Это Шамиль Баймамбетов, Тимур Акубеков, Ильяс Саидов и Хайрулла Магомедов. В среду стало известно, что властям сдался также Артур Магомедов. Кроме того, в прессе звучали еще четыре имени людей, которые находятся в розыске по этому делу: Камиль Магомедов, Шамиль Пайзулаев, Виталий Раздобудько и его жена Марина Хорошева.

Однако в самом СК официально пока не называют имен всех десяти задержанных. Между тем Виталий Раздобудько, как представляется на данный момент, является связующим звеном между несостоявшимся новогодним терактом и взрывом в "Домодедово", так как причастен к обоим.

Между тем, по данным прессы, смертником из московского аэропорта "Домодедово" был все-таки 20-летний сын лидера "губденского джамаата" Дагестана Ибрагимхалила Даудова Магомедхабиб Даудов, чья мать подорвалась по неосторожности во время подготовки новогоднего теракта. Со слов односельчан был нарисован его портрет, который публикует "Комсомольская правда".

Официально эти данные не подтверждаются. Однако дом Даудовых в Губдене обыскали силовики и нашли там большое количество оружия и взрывчатки. На данный момент Ибрагимхалил Даудов вместе с сыном Магомедхабибом значатся в федеральном розыске, а двое других сыновей были убиты ранее во время одной из спецопераций, проходивших в Дагестане.

Спецслужбы собрали историю семьи Даудовых: из пастухов в боевики "губденского джамаата"

Между тем у российских спецслужб уже накопилось достаточно информации об этом семействе. Судя по этим данным, Даудов имеет прямое или косвенное отношение к наиболее громким терактам последнего времени.

Семья Даудовых долгое время проживала на территории Ставрополья, где Ибрагимхалил работал чабаном, то есть пас овец. Там он установил контакт с лидерами "ногайского батальона". После этого он был судим и получил небольшой срок за незаконное хранение оружия, пишет "Росбалт" со ссылкой на источник в российских спецслужбах.

В конце 2009 года Даудовы переехали в село Губден, где Ибрагимхалил организовал бизнес по перепродаже подержанных машин и автозапчастей. По оперативной информации, он продолжал все это время поддерживать отношения с боевиками из "ногайского батальона" и из губденской группировки и ее лидером Магомедали Вагабовым, который считается главным организатором теракта в столичном метро в 2010 году.

В начале 2010 года в доме Даудовых в Губдене был проведен обыск, в ходе которого было изъято мощное взрывное устройство. Ни Ибрагимхалила, ни трех его сыновей в этот момент в доме не было. Узнав о появлении спецслужб, они "ушли в лес" и примкнули к губденской группировке Вагабова.

Даудов возглавил целый отряд боевиков, который состоял, в основном, из жителей Губдена и занимался убийствами сотрудников правоохранительных органов и местных жителей в Карабудахкентском районе Дагестана. Среди боевиков из отряда Даудова источники называют Алигаджи Абусова, Магомеда Айгумова, Нурмагомеда Гамзатова, Магомеда Ильясова и Магомедхабиба Даудова - сына Ибрагимхалила.

После того, как в августе 2010 года в ходе спецоперации был ликвидирован Магомедали Вагабов, лидерство в губденской группировке перешло к Даудову. К тому времени он при помощи своих знакомых из "ногайского батальона" уже создал на Северном Кавказе террористическую сеть. По данным спецслужб, в том же Карабудахкентском районе собирались мощные взрывные устройства, начиненные гвоздями, болтами и шурупами, потом их передавали боевикам из "ногайского батальона" в Нефтекумский район Дагестана, затем бомбы приводили в действие в людных местах.

Именно эти боевики ответственны за теракт 17 августа 2010 года в Пятигорске и попытку теракта 30 сентября в Ставрополе. Выйти на след террористической сети удалось в октябре прошлого года, когда сотрудники милиции Нефтекумского района расстреляли 30-летнего Рафаэля Исмаилова, перевозившего одну из таких бомб из Дагестана в Ставропольский край. После этого был уничтожен боевик "ногайского батальона" Темерлан Гаджиев, трех его сообщников (Анварбека Амангазиева, Аслана Отепова и Ильдара Кайболиева) задержали и отправили в Москву в СИЗО "Лефортово".

После этого члены "ногайского батальона" так называемый "русский ваххабит" Виталий Раздобудько и Шамиль Баймамбетов пришли к 24-летней Зейнап Суюновой, которая жила в Пятигорске в гражданском браке с арестованным Амангазиевым. Боевики предложили ей на время спрятаться в Дагестане. Там девушку уже ждала супруга Ибрагимхалила Даудова 49-летняя Зауджат (Завжат). По данным спецслужб, она сама решила взорвать себя в Москве, чтобы отомстить за убийство спецслужбами двух своих сыновей, и стала уговаривать Суюнову последовать этому примеру и отомстить за мужа, утверждая, что он на самом деле убит.

26 декабря 2010 года Зауджат (Завжат) и Зейнап на автобусе выехали из Дагестана в Москву, где их встретил один из представителей террористической сети. В столице их поселили в гостевом домике стрелкового клуба "Объект", расположенного на территории Кузьминского лесопарка. По данным оперативников, примерно в это же время в столицу приехал и последний оставшийся в живых сын Даудова Магомедхабиб. Впрочем, пока непонятно, какую роль он должен был выполнять: предполагалось ли изначально, что он станет смертником, или он должен был сопровождать мать во время подрыва.

Впрочем, стоит отметить, что эта версия событий несколько отличается от признаний задержанной в Волгограде Суюновой, которые просочились в СМИ. По ее словам, после ареста мужа Амангазиева она переехала с дочкой сначала жить к Раздобудько и его жене, а потом он отвез ее к боевикам, которые забрали у нее ребенка и пригрозили убить его, если она не станет смертницей.

Как известно, террористы планировали устроить двойной теракт 31 декабря. По плану, сначала себя в толпе на Манежной площади должна была подорвать одна из смертниц, а потом, когда приехали бы силовики, вторая. Однако пояс смертника взорвался прямо в гостевом домике в Кузьминках, когда там находилась только Зауджат (Завжат) Даудова. Личность погибшей была установлена с помощью ДНК-теста.