Атака в "Домодедово" могла быть местью дагестанских исламистов за "блицрейд", которым гордился глава ФС
Russia Today
 
 
 
26 октября в Нефтекумском районе Ставрополья спецназ ФСБ оцепил дом лидера "Ногийского джамаата" Гаджиева и расстрелял здание из крупнокалиберного пулемета БТР
Вести
 
 
 
Один из членов "Ногайского джамаата" Виталий Раздобудько, в котором сначала подозревали "домодедовского" смертника, был арестован, но незадолго до октябрьских рейдов отпуще
RTV International

Взрыв в "Домодедово" мог стать следствием октябрьской "блицоперации" спецназа против дагестанских исламистов в Ставропольском крае, в ходе которой был убит лидер активной террористической ячейки "Ногайский джамаат" Темерлан Гаджиев. Следователи не исключают, что теракт московском аэропорту мог быть актом мести, пишет The Sunday Times.

Издание цитирует источник в российских службах безопасности, сообщивший, что "Ногайский джамаат" находится в верхних строках списка подозреваемых. При этом до лета прошлого года считалось, что эта группировка была распущена, отмечает автор статьи, на которую ссылается InoPressa.

Ячейка, основанная в конце 1990-х, в определенный момент находилась под командованием Ибн-аль-Хаттаба, ваххабитского экстремиста, перебравшегося в Чечню и женившегося на молодой дагестанке, напоминает газета. В 1999 году ее члены сражались наряду с чеченскими мятежниками, пытавшимися аннексировать Дагестан: это вторжение было стремительно отражено россиянами (подробно о "Ногайсом джамаате" пишет "Новая газета").

- Западные СМИ рассуждают о слабости "путинской России" и о "бацилле национализма"

О группировке перестало быть слышно после покушения на Хаттаба в 2002 году. Однако она вновь попала под пристальное внимание ФСБ после того, как 17 августа 2010 года в Пятигорске в результате взрыва автомобиля были ранены 30 человек. Следующий взрыв 30 сентября в Ставрополе едва удалось предотвратить после того, как жители сообщили в милицию о брошенном автомобиле, набитом взрывчаткой, рассказывает издание.

А 26 октября в Нефтекумском районе Ставрополья спецназ ФСБ оцепил дом лидера "Ногайского джамаата" Гаджиева и расстрелял здание из крупнокалиберного пулемета БТР. Строение буквально снесло, а Гаджиев погиб под его развалинами. Глава ФСБ Александр Бортников был настолько горд наступлением, что лично проинформировал о нем президента Дмитрия Медведева, замечает газета.

Она пишет, что один из членов "Ногайского джамаата" Виталий Раздобудько, в котором сначала подозревали "домодедовского" смертника, был арестован, но незадолго до октябрьских рейдов отпущен. После этого родители россиянина-ваххабита сообщили милиции, что он и его жена Мария пропали. Они предполагали, что пара была убита исламистскими боевиками.

Теперь же органы безопасности подозревают, что Раздобудько ушел в подполье, чтобы спланировать свой удар в ответ на рейды, продолжает The Sunday Times. В конце декабря, полагают спецслужбы, он приехал в Москву с 24-летней Зейнап Суюновой, студенткой-медиком из Дагестана, муж-боевик которой находится в московской тюрьме. Их сопровождала дагестанка, чье имя не разглашается. Группа планировала теракт в центре Москвы 31 декабря, но безымянная смертница погибла в Кузьминках, когда случайно взорвался ее пояс шахида.

Суюнову арестовали в прошлом месяце на юге России, однако местонахождение Раздобудько неизвестно. По данным источников в милиции, они изучают вероятность того, мог ли он, разочарованный провалом взрыва накануне Нового года, сыграть роль во взрыве в аэропорту. Службы безопасности не исключают, что между неудавшимся взрывом накануне Нового года и атакой в "Домодедово" может быть связь, заключает издание.

Западные СМИ рассуждают о слабости "путинской России" и о "бацилле национализма"

Теракт в московском аэропорту остается в центре внимания многих других западных СМИ, которые не устают делать индуктивные выводы об общем положении дел в России. Так, The International Herald Tribune пишет, что эта атака не просто обнажила недочеты в работе органов безопасности, а выявила "трещины в той негибкой политической системе, которую за последние десять лет выстроил премьер Владимир Путин".

Из ряда других стран, ни одна из которых не застрахована от терактов, Россия выделяется "регулярностью атак и неспособностью правительства предотвратить их повторение", говорится в статье, на которую ссылается InoPressa. Реагируя на последний теракт, участники тандема "выступили в привычных амплуа": Путин пообещал "неотвратимое возмездие", Медведев указал на "очевидные недочеты" в работе правоохранительных органов.

Возможно, самая главная слабость путинской России состоит в отсутствии сильного гражданского общества, которое представляло бы интересы граждан. Последние десять лет российское правительство избегало ответственности, вытесняя оппозицию в маргинальное поле, подчиняя себе государственные телеканалы и зажимая независимые гражданские объединения. После теракта в "Домодедово" Медведев обратился с просьбой поддержать борьбу с терроризмом к гражданскому обществу. Кого он имел в виду - неясно, заключает автор публикации.

А немецкий еженедельник Der Spiegel рассуждает о том, что следствием теракта может стать рост национализма в России. Трагедию уже использует в своих интересах Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ): его координатор в Петербурге Андрей Кузнецов собирается баллотироваться в депутаты на муниципальных выборах и требует "массовой депортации" гастарбайтеров из города или хотя бы переселения их в гетто, где они легче поддаются контролю.

При этом, как сообщает издание, он мотивирует это опытом Германии и Франции, доказывающим, что мусульмане не поддаются ассимиляции.

Требования ультраправых, говорится далее в статье, также представленной на сайте InoPressa, находят одобрение в обществе - "большая часть русского населения не хочет иметь своими согражданами чеченцев, дагестанцев, ингушей и балкарцев". Это означает, что 20 лет спустя после развала Советского Союза "терроризм ставит под сомнение не только главенство Москвы на Кавказе, речь также идет о будущем России как многонационального государства".

Немецкий обозреватель напоминает, что после недавних волнений в Москве, вызванных убийством футбольного фаната Егора Свиридова, в стране на официальном уровне прозвучали предложения об ужесточении миграционного законодательства и возврате к советской системе регистрации населения. В данной связи издание цитирует писателя Виктора Ерофеева, который считает радикальный национализм "бациллой, которая может привести к распаду страны".