Reuters

Любой случай заражения человека "птичьим гриппом", а тем более, когда есть подозрение на передачу вируса от человека, представляет серьезную проблему для любой страны. Вполне естественно, что власти и чиновники от здравоохранения предпочитают не афишировать подобную информацию. Когда возможно, медики стараются списать все случаи заболевания на заражение от животных, зачастую игнорируя неоспоримые факты. Если согласно официальной статистике зарегистрировано всего 3-4 случая передачи болезни от человека человеку, то по данным независимых исследователей, таких случаев десятки.

Сотрудники Всемирной организации здравоохранения и ООН, которые занимаются мониторингом проблемы распространения "птичьего гриппа", зачастую зависят от мнения правительств стран участниц ООН, вследствие чего официальная статистика может серьезно искажать реальное положение дел, пишет газета The New York Times со ссылкой на независимых исследователей.

Дело в том, что зачастую бывает очень сложно определить, что именно стало источником болезни. Особенно непросто это, когда вспышки заболевания происходят в отдаленных сельских районах. Обычно, когда медики приезжают на место, вся птица уже уничтожена, а местные жители неохотно рассказывают о произошедшем.

Поэтому часто случаи, относимые к разряду заражения от животных, на самом деле следует квалифицировать как заражение от человека. Массовые случаи заражения обычно происходят в группах, чаще всего в семьях.

Если заражение происходит от животных, то все члены семьи должны были бы заражаться примерно в одно и то же время, в момент контакта с больной птицей. По крайней мере, разброс между временем заболевания не должен быть слишком большим.

Однако не редки случаи, когда заражение одного члена семьи происходит гораздо раньше, и лишь потом болезнь обнаруживается у остального семейства. В данных случаях, когда разброс составляет от 5 дней до двух недель, логичнее было бы говорить о заражении от человека, считают независимые исследователи. Достаточно сложно представить себе, что все члены семьи поочередно заражаются от одного больного животного.

Например, в статье, опубликованной в ноябре 2005 года в журнале Emerging Infectious Diseases говорится о том, что по данным врачей ВОЗ, из 15 случаев заболевания семейных групп в Юго-Восточной Азии, произошедших в период с 2003 по середину 2005 годов, по крайней мере в четырех случаях разрыв между временем заболевания разных членов семьи составлял более недели.

Например, в одном из случаев во Вьетнаме "птичьим гриппом" заразились не только молодой человек, его сестра-подросток и 80-летний родственник, но и двое медсестер, ухаживавших за больными.

В другом случае вьетнамские чиновники объявили о том, что мужчина заразился "птичьим гриппом" после того, как съел блюдо на основе сырой утиной крови. Однако болезнь проявилась лишь спустя 16 дней после этого события, в то время как инкубационный период заболевания составляет пять дней. Гораздо более вероятно, что мужчина заразился от своего брата, также больного "птичьим гриппом".

Доктор Генри Наймен, биохимик из Питтсбурга провел множество собственных расследований. Основываясь на сообщениях местной прессы и сообщениях очевидцев, он пришел к выводу, что сейчас можно говорить о 20-30 случаях передачи вируса H5N1 от человека человеку, однако официальные представители мирового здравоохранения слишком консервативны, чтобы признать это.

В ООН говорят, что беспокоиться пока еще рано. По словам доктора Дэвида Набаро, главы координационного центра гриппозных пандемий, сейчас опасность пандемии находится на третьем уровне "нет или очень мало случаев передачи от человека человеку", и оснований для поднятия уровня опасности нет, даже, если все спорные случаи относить к случаем "человеческой" передачи.

На сегодняшний день, по мнению медиков ООН, вирус не может быстро передаваться от человека человеку, так же как обыкновенная простуда.