Председатель Союза кинематографистов РФ, режиссер и общественный деятель Никита Михалков, отвечая на вопросы в онлайн-беседе с читателями РИА "Новости", большое внимание уделил теме патриотизма. Поделился своим пониманием сути патриотизма и национализма. Двух понятий, которые все чаще и чаще путают в нашей стране. Он обратил особое внимание на то, "что неважно, что и как называется, важно, что за этим стоит". По его словам, "патриотизм - это когда я люблю то, что вокруг меня, и хочу, чтобы это также любили другие. А национализм или шовинизм - это когда я люблю свое за счет других". Михалков отметил, что "когда основой взаимоотношений является мысль "мы лучше вас" - это для него неприемлемо.
Рассуждая о своей любви к Родине, Михалков подчеркнул свое желание объяснить свою любовь и другим, и стремление быть понятым. Что в свою очередь касается и его проявления себя в творчестве. "Я хочу любить то, что я люблю: свой дом, свою родину..., русский характер со всеми его прибамбасами: дурными и хорошими, русский пейзаж. И мне очень хочется пригласить к этой моей любви и других людей. Но именно попытаться взглянуть на то, что я люблю, моим взглядом. Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым. Это касается и моего творчества. Я хочу быть понятым теми, кто думает или хотя бы пытается расшифровать те художественные образы, которые меня волнуют. Для меня это желание понять намного более важно и созидательно, чем снимать кино, пусть даже популярное, но которое по большому счету является звуко-визуальным фоном для хрустящего на зубах попкорна", - сказал режиссер, отметив, что в России "действительно думающий зритель, который стремится понять, который "работает" в зрительном зале".
Вспоминая рецензии зрителей на трилогию "Утомленные солнцем", которые поступали в студию "ТриТэ" в рамках объявленного конкурса, Михалков рассказал, что был "откровенно потрясен глубиной зрительской мысли". "По сравнению с этим отечественная кинокритика – ничто, а это рецензии писали простые зрители! И это настолько глубоко, и настолько интересно! И неважно, ругают они тебя или хвалят, важно, что они глубинно хотят разобраться в том, что тебя волнует и о чем ты хочешь с ними говорить. А не самоутвердиться за твой счет, пытаясь тебя унизить и не отплясывая на твоей спине чечетку, чем часто занимаются отечественные критики. И я убежден, что благодаря именно таким зрителям у российского кинематографа есть будущее. И может быть, действительно, в интернете можно создать такое движение "народных рецензентов", объединив тех зрителей, которые хотят прочувствовать фильмы и разгадать их. Я готов стать участником этого движения", - сказал он.
"Я дал прочесть эти рецензии одному из главных редакторов большой столичной газеты, и он, прочитав их, сказал, что как минимум 5-6 человек достойны печататься на страницах его издания. Ведь они в первую очередь думающие и пишущие люди. В ближайшее время мы проведем торжественную церемонию награждения финалистов конкурса зрительских рецензий", - пообещал автор трилогии, уточнив, что в финал конкурса вышли 18 человек.
Отвечая на вопрос, касающийся создания Совета по нравственности, Никита Михалков отметил, что это была не его идея, "к сожалению. Хотя бьют меня одного за эту идею". Он объяснил, что подобное предложение было продиктовано попыткой "достичь того, чтобы ответственность была бы не только у общества перед СМИ, но и у СМИ была бы ответственность перед обществом". Но "разговор идет не о том, чтобы наложить "лапу" на СМИ", а только лишь о том, чтобы иметь возможность призвать к ответу тех, кто лжет, позволяет себе оскорблять людей.
"По большому счету в определенном смысле это забота о журналистах, если хотите. Не хочется, чтобы им проламывали голову в подъезде. Зачем доводить ситуацию до того, когда это единственный способ отреагировать на вранье о тебе. Ты не имеешь права, давая ложную информацию, подвергать человека опасности потерять работу, потерять семью, начать существовать в ауре ненависти к тебе и подозрении. Если я назову просто список стран, где существуют такие советы: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, например, в которой, законом от 1881 года вводится уголовная ответственность журналиста. Это есть практически во всех цивилизованных странах мира – ответственность журналиста..."
Чтобы прояснить всякие недомолвки вокруг этого Совета Михалков предложил организовать его обсуждение в интернете. "Давайте в интернете организуем такого рода обсуждение, чтобы мы услышали людей. Я могу ошибаться, как и те 80 человек, которые подписали обращение. Но, опыт-то мировой показывает, что это не ошибка".
Во время онлайн-беседы один из читателей задал Михалкову вопрос, почему режиссер не покинул родину и все еще остается в России, хотя большое количество россиян стремится покинуть ее пределы. "Я думаю, что хоть кто-то из тех, кто может покинуть родину, должен остаться с теми, кто ее покинуть не может", - ответил режиссер, напомнив высказывание русского философа Ивана Ильина, который написал, что "от постели больной матери... не уезжают; разве только - оторванные и выброшенные".
"Этот соблазн довольно большой. 30 лет назад ты не мог выехать никуда самостоятельно, и стремление порвать эти узы было естественным. Как мне кажется, русскому человеку не отъезд важен, а возможность уехать. То есть ему не свобода важна, а отсуствие неволи. И это делает его по-настоящему свободным. "Я могу уехать?" - "Конечно". - "Тогда я останусь!".
"Мне много предлагали работать за границей, в том числе и в Голливуде. Но есть чудная русская пословица: "Где родился, там и сгодился"... "Я могу быть интересен миру только как русский художник, только отсюда. Потому что я могу рассказать этому миру о нас намного больше, чем другие. А снимать американскую картину, хоть и за очень большие деньги, чтобы она стала одной из..., меня это мало интересует... Русский язык по богатству своему, по своей сакральности, по глубине, по мощи, на мой взгляд, если не единственный, то один из немногих языков, которые могут почти полностью передать жизнь человеческого духа, так и русский пейзаж, как о нем говорил кто-то из философов, "беспорывный русский пейзаж" передает суть и глубину национального характера", - заявил Михалков.
"Я, к сожалению, не люблю туристов. Турист - это квинтэссенция честолюбия: "Я и Эйфелева башня", "Я и Кремль", "Я и пирамида Хеопса", а потом рассматривание этих фотографий в кругу друзей. Но турист летит по миру, а монгольский пастух, который никуда не ездит, он как бы внутри этого мира, он этим миром "оптекаем", как ветрами. Его мир здесь, сейчас. И это глубокое заблуждение думать, что если ты много ездишь, ты глубже и лучше понимаешь мир. Мир можно понять, не сходя с места. "По вертикали", - уверен Михалков.
Рассуждая о дальнейшем развитии отечественного кинематографа, режиссер поделился мнением, как сделать российское кино по-настоящему популярным. "Надо снимать национальное кино, надо снимать кино, достойное русской литературы, которую читают во всем мире". "И поэтому, если кино хотя бы приблизится к тому, что есть русская литература, я думаю, что, и кино будут смотреть", - считает он.
Поэтому Михалков посоветовал начинающим режиссерам и сценаристам "браться в первую очередь за то, что больше волнует". "Прежде чем думать о том, как снимать, нужно для себя решить, что и зачем. Во всяком случае, именно это должно художника больше всего волновать", - уверен он. Режиссер также отметил, что "поддержка молодых сегодня находится не на должном уровне. Хотя то, что такие большие субсидии даны ВГИКу, нашей кузнице кинематографических кадров, позволяет надеяться на определенный результат".
Поведал Михалков и о трудностях, с которыми сталкиваются организаторы Международного московского кинофестиваля. По его словам, одной из самых существенных проблем кинофестиваля, президентом которого он является, остается отсутствие Дворца фестивалей. "Юрий Михайлович Лужков пять раз обещал нам это публично, к сожалению, это не возымело результата", - констатировал Михалков. В целом же 33-й Московский международный фестиваль пройдет в рабочем режиме - "машина фестивальная уже отлажена, она работает".
"За более чем семь лет, как мы занимаемся фестивалем, мы проделали огромную работу. Ведь поднимали мы его из полной разрухи. Вообще реанимировать такую вещь, как фестиваль, это все равно что растапливать второй раз домну. Но с Божьей помощью мы все-таки это сделали. И с каждым годом фестиваль становится все более и более значимым. Из года в год мы стараемся расширять программу кинофестиваля", - отметил президент Фестиваля.
В этом году на ММКФ кроме основного конкурса пройдет конкурс "Перспективы", в рамках внеконкурсной программы зрители смогут познакомиться с фильмами из цикла "Итальянское кино сегодня", "Испанская неделя", "Вокруг света", "Секс. Еда. Культура. Слава" и т.д. Впервые в этом году на фестивале появится конкурс документального кино. В программе "Ретроспективы" будут показаны фильмы Вернера Херцога, Роба Нильссона, Сема Пекинпа, Хелен Миррен. Также зрителям будет предложен большой выбор фильмов из специальных программ, таких как: "Уголок Короткого метра", "Сине-фантом". Альтернатива" и многих других. "И конечно же, будет представлена огромная российская программа, которую можно будет увидеть, как всегда, в Доме кино", - рассказал Никита Михалков.