Президиум Верховного суда РФ постановил, что "дело Ульмана" будет рассматриваться не коллегией присяжных, а тремя профессиональными судьями.
Таким образом, суд удовлетворил представление Генпрокуратуры РФ и выполнил предписание Конституционного суда России, согласно которому "дело Ульмана" не может рассматриваться коллегией присяжных, а должно рассматриваться тремя профессиональными судьями. "Изменить решение кассационной коллегии Верховного суда РФ и направить дело на пересмотр в Северокавказский военный суд со стадии предварительного слушания", - сказал председатель Верховного суда и президиума Вячеслав Лебедев.
Адвокат потерпевших Мурад Мусаев заявил "Интерфаксу": "Сегодняшнее решение Президиума Верховного суда было техническим, президиум претворил в жизнь решение Конституционного суда (КС) России ".
6 апреля 2006 года КС РФ постановил, что до формирования в Чечне суда присяжных рассмотрение дел в отношении военных по преступлениям, совершенным на территории республики, не может рассматриваться присяжными. Запрос в КС РФ был направлен президентом Чечни и рядом потерпевших по "делу Ульмана".
"Северокавказскому военному суду было необходимо во избежание коллизий с решением Конституционного суда официальное решение Верховного суда", - сказал адвокат.
Мусаев напомнил, что ранее кассационная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор по "делу Ульмана" и вернула дело на новое рассмотрение со стадии комплектования коллегии присяжных заседателей. "Президиум суда сегодня изменил всего два слова и направил дело на новое рассмотрение со стадии предварительного слушания", - отметил адвокат.
Капитан спецназа ГРУ Эдуард Ульман считает, что, если повторное рассмотрение уголовного дела в отношении него и его группы будет проводиться профессиональным судом без участия присяжных, то приговор будет вынесен обвинительный. "Доверия к суду нет. Если наше дело будут рассматривать три профессиональных судьи, нас быстро объявят виновными и все", - заявил Ульман журналистам в Новосибирске в среду.
В то же время он не исключил, что при повторном рассмотрении уголовного дела могут появиться новые доказательства. "Если бы появились данные радиоперехвата, то вопрос о том, кто и какой приказ нам отдавал, был бы снят", - сказал он.
Ульман также подчеркнул, что в случае вынесения обвинительного приговора, он будет его обжаловать. Он не исключил, что дойдет до международных инстанций. В то же время он отметил, что обращение в международный суд в этой ситуации, не вполне отвечает его убеждениям. "Если защитник государства выступает в суде против объекта своей защиты, это позор", - отметил он.
Характеризуя ход следствия и процесса, Ульман отметил, что правовой статус военнослужащих, выполняющих боевые задачи, в настоящее время не определен. "Оценить законность или незаконность приказа, по большому счету, может только юрист, а военнослужащий, особенно в условиях боевых действий, не может в каждом случае иметь при себе юриста", - сказал он.
Он подчеркнул в связи с этим, что отдававший приказ об уничтожении потерпевших руководитель разведывательной операции, в которой принимала участие его группа, проходит по делу как свидетель и категорически отказывается от того, что отдавал какой-либо приказ.
Президент Чеченской республики Алу Алханов приветствовал решение президиума Верховного суда РФ. "Мы с самого первого дня добивались того, чтобы по "делу группы Ульмана" был вынесен справедливый приговор, в связи с чем вынуждены были обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой дать соответствующие разъяснения", - заявил Алханов.
По его словам, важное значение имеет и тот факт, что "дело направляется на пересмотр в Северокавказский военный суд со стадии предварительного слушания". "Я со всей ответственностью заявляю, что в Чеченской республике никто не жаждет вынесения по данному делу приговора, не предусмотренного Уголовным Кодексом, однако продолжавшуюся попытку увести от ответственности лиц, которые виновны в гибели мирных граждан, трудно было объяснить жителям республики", - подчеркнул Алханов.
"Руководство Чечни с первого же дня добивается того, чтобы перед законом одинаковую ответственность несли те, кто виновен в гибели людей, нарушении законности независимо от занимаемых должностей и национальной принадлежности", - заявил президент.
"В Чечне никогда ни один человек не возмущается, когда выносятся предусмотренные законом суровые приговоры участникам незаконных вооруженных формирований. Наоборот, к этому население относится с пониманием и одобрением. Также люди хотят, чтобы были привлечены к ответственности и те, кто по долгу службы обязаны защищать мирных граждан, однако совершают тяжкие преступления", - сказал Алханов.
Он подчеркнул, что по вине группы Ульмана погибли шесть человек, которые никогда не совершали противоправные действия и являлись мирными гражданами. "У этих людей остались родные и близкие, которые измотаны непрерывными судебными слушаниями, результатом которых становились оправдательные приговоры", - отметил президент Чечни.
По данным следствия, в январе 2002 года разведгруппа спецназа под командованием капитана Эдуарда Ульмана в количестве 12 человек в районе населенного пункта Дай Шатойского района Чечни обстреляла "УАЗ", водитель которого не отреагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохчи-Келойской школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения.
Как установило следствие, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование о дальнейших действиях. Согласно данным следствия, после того, как им было передано распоряжение уничтожить свидетелей расстрела автомобиля "УАЗ", лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.
Северо-Кавказский окружной военный суд, основываясь на оправдательном вердикте присяжных, отобранных из различных регионов России, дважды выносил оправдательный приговор по данному делу, который затем отменялся Военной коллегией Верховного Суда РФ.
Третий процесс по делу Ульмана в Северо-Кавказском военном суде был приостановлен в связи с рассмотрением запроса в Конституционном суде России.