Генеральная прокуратура РФ проверила, как оказывается медицинская помощь заключенным следственных изоляторов и колоний, и пришла к выводу, что качество врачебных услуг не отвечает необходимым требованиям. В результате в целях устранения выявленных нарушений было внесено представление директору Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александру Реймеру. О результатах проверки проинформирован президент РФ Дмитрий Медведев, отмечают в ведомстве, передает "Интерфакс".
Как сообщила РИА "Новости" официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, всего были проверены исправительные учреждения и следственные изоляторы в 80 регионах страны. Как установили специалисты Генпрокуратуры, более 90% заключенных под стражу и осужденных страдают от различных болезней, по большей части это социально значимые заболевания - туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция.
- Проверку СИЗО Медведев распорядился провести после смерти Сергея Магнитского
- Предпринимательницу решили не держать в тюрьме уже посмертно
- ФСИН назвала 40 болезней, при которых арест смертельно опасен
По статистике, за прошлый год в учреждениях уголовно-исполнительной системы зарегистрировано более 1,2 миллиона заболеваний, в том числе в почти 400 тысячах случаях диагноз был поставлен впервые. За пять месяцев 2010 года следственные и судебные действия откладывались более 1500 раз из-за неудовлетворительного состояния здоровья обвиняемых и подсудимых. Однако следственные органы изменили меру пресечения всего 71 обвиняемому в связи с отсутствием возможности оказания должной медицинской помощи.
Как выяснили в Генпрокуратуре, почти каждая десятая жалоба в надзорное ведомство касается ненадлежащего качества медицинского обслуживания. Также было установлено, что медицинские части находятся в неудовлетворительном состоянии, что не позволяет организовать надлежащим образом лечебный процесс. В тюремных больницах часто отсутствует важное медицинское оборудование или же оно давно устарело. Почти 60% эксплуатируемого медицинского оборудования произведено в 70-80-х годах прошлого века, а изношенность основных фондов превышает 50%.
Как признают в ведомстве, большинство проблем медицинского обслуживания заключенных связано с недостатком финансов. В 2010 году на медицинское обслуживание осужденных и лиц, заключенных под стражу, было выделено всего 24% от необходимого объема. Региональные власти крайне редко выделяют средства из местного бюджета на тюремную медицину. По ее словам, большинство исправительных учреждений и следственных изоляторов испытывает недостаток в лекарственных препаратах, что отражается на эффективности лечебного процесса.
Как установили в Генпрокуратуре, заключенные не обеспечиваются и необходимыми лекарствами. Распределение лекарственных препаратов часто осуществляется без учета потребностей исправительных учреждений и СИЗО, а имеющиеся в наличии лекарства используются нерационально. Многочисленные нарушения были обнаружены и в сфере лицензирования медицинской деятельности, проводимой в СИЗО и колониях.
Кроме того, среди тюремного медицинского штата почти нет инфекционистов, дерматологов, венерологов, кардиологов. В связи с этим затруднен процесс диагностирования и лечения соответствующих заболеваний. В результате проверки были выявлены более 250 нарушений норм стандартов оказания медицинской помощи при лечении осужденных и заключенных под стражу.
Большой общественный резонанс вызвали смерти в СИЗО Веры Трифоновой и Сергея Магнитского
Напомним, что последними громкими случаями трагических последствий неоказания медицинской помощи были смерти в СИЗО 53-летней предпринимательницы Веры Трифоновой и юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Обвиняемая в мошенничестве Вера Трифонова скончалась в больнице СИЗО-1 в Москве в конце апреля 2010 года, предположительно от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Она страдала сахарным диабетом, диабетической нефропатией, нефропатическим синдромом и хронической почечной недостаточностью.
После смерти женщины в отношении следователя Сергея Пысина, который вел уголовное дело Трифоновой, было возбуждено уголовное дело по ст.293 УК РФ (халатность). Первый замглавы следственного управления СКП РФ по Московской области Александр Филиппов был уволен из органов СКП за непринятие мер по обеспечению прав обвиняемых. Руководителю следственного управления областного СКП Андрею Маркову было объявлено о неполном служебном соответствии. В начале июля квалификационная коллегия судей досрочно лишила статуса судью Ольгу Макарову, которая в последний раз продлевала арест Трифоновой.
37-летний юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Cергей Магнитский в прошлом году был обвинен в совершении преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), и помещен в следственный изолятор. 16 ноября 2009 года Магнитский скончался в СИЗО "Матросская тишина". По факту его смерти СКП РФ возбудил уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 124 (неоказание помощи больному) и статьей 293 (халатность) УК РФ.
После того как дело вызвало мощный общественный резонанс, президент РФ Дмитрий Медведев поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову провести расследование обстоятельств смерти Магнитского. Он также поручил провести проверку качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях ФСИН.
В конце прошлого года Медведев освободил от должности 20 руководителей структурных и региональных подразделений ФСИН, в том числе начальников московского, подмосковного, санкт-петербургского управлений и начальника управления СИЗО и тюрем.
Правозащитники призывают приостановить реформу ФСИН
Несмотря на отставки в системе федеральной службы исполнения наказаний, правозащитники остались недовольны проведенным расследованием. Они неоднократно били тревогу в связи с ненадлежащими условиями содержания заключенных, включая недостатки в обеспечении медицинской помощи. По данным правозащитников, в камерах и сейчас продолжают оставаться люди, для которых нахождение в тюрьме смертельно опасно, но при этом не совершившие преступлений такой тяжести, чтобы можно было бы рисковать их жизнью.
В конце мая ведущие российские правозащитники призвали приостановить начавшуюся реформу пенитенциарной системы и изменить структуру ФСИН. Как считают глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев и член МХГ Валерий Борщев, основой реформы ФСИН должна стать коренная кадровая реформа, с переаттестацией и проверкой психологической пригодности сотрудников.
Правозащитники раскритиковали идею полной замены колоний - на колонии-поселения для неопасных преступников и тюрьмы для опасных преступников и рецидивистов, так как условия содержания в тюрьмах, по их мнению намного хуже, чем в лагерях. Результатом перемещения заключенных в другие колонии в ходе реформы стали грубые нарушения прав осужденных, отмечали правозащитники.
По данным правозащитников, в числе мест лишения свободы или отдельных участков в рамках конкретных учреждений были выделены особые пыточные зоны (или "пресс-зоны"), число которых приближается к 50. В этих зонах заключенных принуждают к даче нужных показаний, самооговору и оговору других. Правозащитники призвали создать в тюрьмах и колониях условия, обеспечивающие соблюдения прав заключенных.