Прошлой осенью российские власти взялись наказывать Михаила Ходорковского и его нефтяной гигант ЮКОС за предполагаемую неуплату налогов и, что более серьезно, но формально совершенно легально, - причастность к антикремлевской политике. Где-то по дороге российский президент Владимир Путин также решил, что нефтегазовой отраслью России должен руководить Кремль, то есть только его друзья, пишет в понедельник в редакционной статье авторитетная американская игазета The Wall Street Journal ( перевод на сайте Inopressa).
Разгром ЮКОСа оказывается ключевым в борьбе за возвращение государству контроля над энергией. Учитывая послужной список Путина, это не удивительно. За четыре года, проведенные им у власти, Кремль заткнул рот независимым СМИ и политикам, заставил ведущих бизнесменов присягнуть ему на верность или ответить за последствия, отмечает издание.
"На прошлой неделе Путин назначил своего помощника Владислава Суркова в совет директоров "Транснефтепродукта" - монополии, производящей оборудование для трубопроводов. Игорь Сечин, приятель президента со времен работы в КГБ, не имеющий опыта в энергетике, недавно стал председателем правления "Роснефти" - нефтяной компании, принадлежащей государству. Евгений Школов, заместитель главы президентской администрации, был назначен в совет директоров "Транснефти", контролирующей российские трубопроводы.
Друзья Путина заменили технократов на ключевых постах в огромном контролируемом государством предприятии "Газпром" и электроэнергетической монополии РАО ЕЭС.
Задуманный правительством раздел частной компании ЮКОС будет тактическим ходом в русле общей стратегии. Компания привлекла внимание налоговиков после того, как Ходорковский в прошлом году осмелился финансировать мелкие антипутинские партии и неправительственные организации. Ходорковский может получить 10 лет "лагерей", если его признают виновным в неуплате налогов и мошенничестве. ЮКОС завтра должен внести почти половину суммы от тех 7 млрд долларов неуплаченных налогов и штрафов за 2000 и 2001 годы, которые требует правительство.
У ЮКОСа, который является крупнейшим экспортером в стране, занимающей второе место среди мировых производителей нефти, больше чем достаточно активов, чтобы расплатиться по налоговым претензиям. Но правительство, похоже, заинтересовано не столько в том, чтобы получить деньги, сколько в том, чтобы потопить компанию. ЮКОСу не разрешили превратить в наличность принадлежащие ему 35% акций другого крупного игрока, "Сибнефти", или воспользоваться банковскими счетами. Кремль отверг все компромиссы. Никто не делает вида, что игра ведется честно: другие нефтяные компании пользовались теми же налоговыми гаванями, что и ЮКОС, но их никто не трогает.
Тем временем на московской бирже ходят слухи о том, что привилегированные владельцы информации делают деньги на диких колебаниях акций ЮКОСа. (Использование конфиденциальной информации для получения прибыли от рыночных сделок не является незаконным.)
Не имея больше карт, которые он мог бы разыграть, ЮКОС ждет следующего шага правительства после того, как во вторник истечет срок платежа. Кремль, похоже, хочет продать главные производственные филиалы компании, начав с "Юганскнефтегаза", тем самым нарушив российский закон, по которому вначале должны продаваться неосновные активы. Предложив за подразделение сумму, которую многие сочли смехотворной, правительство попросило Dresdner Kleinwort Wasserstein назвать более приемлемую цифру в сентябре.
Первой в очереди за этим бриллиантом, принадлежавшим когда-то лучшей нефтяной компании России, стоит - вы удивитесь! - "Роснефть", а за ней "Газпром". Если этот и другие обломки ЮКОСа достанутся кому-то из них, Путин добьется успеха в пересмотре результатов приватизации эпохи Ельцина. При Сечине "Роснефть" (сегодня - мелкая рыбешка), по мнению некоторых аналитиков, начнет слияние со "Славнефтью". В этом году на долю государственных компаний придется всего 16% производства российского сырца, тогда как доля одного ЮКОСа, по оценкам UBS Brunswick, составит 18%. Благодаря Кремлю, это, наверное, скоро изменится.
Циники в России и за границей скажут вам, что российская экономика, как и экономики Ирана и Алжира, слишком зависима от углеводородного сырья, чтобы оставлять его в частных руках. Конечно, авторитарные инстинкты Путина наводят на мысль об этих странах. Но Кремлю придется нелегко, когда надо будет оправдывать возвращение государственного контроля национальными интересами или здравым смыслом.
Об этом редко говорят в России, но ЮКОС и другие частные нефтяные компании воскресили российский энергетический сектор, а вместе с ним и экономику. Приобретя свои компании на сомнительных распродажах 1990-х годов, нефтяные олигархи вложили средства и сделали устаревшие советские предприятия конкурентоспособными.
Стирая с лица земли ведущую компанию страны и увеличивая налоги на другие нефтяные фирмы, Путин теряет престиж за границей. Иностранные инвесторы напуганы: если может погибнуть ЮКОС, то кто надежен? Будь это Чечня, где вчера прошли организованные Москвой выборы, свободные СМИ или нефть, Путину по душе жесткий контроль. Но то, что хорошо для человека в Кремле и плохо для ЮКОСа, плохо и для России", заключает The Wall Street Journal.