Роман Абрамович начал в понедельник давать показания в процессе по иску другого российского предпринимателя Бориса Березовского
Global Look Press
 
 
 
Ответчик выглядел не просто спокойным, но даже скучающим. Выхода судьи Абрамович ждал, подпирая голову рукой или двумя руками
Global Look Press
 
 
 
Березовский появился в суде с красным маком на лацкане пиджака - в знак уважения к британской ежегодной благотворительной акции по сбору средств ветеранам войн
Global Look Press

Роман Абрамович начал в понедельник давать показания в процессе по иску другого российского предпринимателя Бориса Березовского. Первый день его выступлений запомнился скучающим видом ответчика, более чем лаконичными ответами и сидящими на полу в забитых залах журналистами, отмечает РИА "Новости".

Березовский, который на этом процессе выступал первым еще в начале октября, приехал в суд чуть раньше ответчика и впервые за последние недели кинул журналистам хотя бы одну фразу.

"Я рад победе "Арсенала", - сказал он, имея в виду проигрыш в минувшие выходные в очередном туре чемпионата Англии принадлежащей Абрамовичу команды "Челси".

Березовский появился в суде с красным маком на лацкане пиджака - в знак уважения к британской ежегодной благотворительной акции по сбору средств ветеранам войн.

Роман Абрамович появился в зале суда в сером костюме и голубом галстуке и не стал клясться на Библии, предпочтя гражданскую форму клятвы.

Ответчик выглядел не просто спокойным, но даже скучающим. Выхода судьи Абрамович ждал, подпирая голову рукой или двумя руками.

Если Борис Березовский давал показания по-английски, то Абрамович говорил по-русски через переводчика. Отвечая, Абрамович был предельно краток, давая в основном односложные ответы.

Перекрестный допрос Абрамовича начал адвокат Березовского Лоренс Рабиновиц, который полчаса выяснял подробности его образования и начала деловой карьеры. Отвечая на его вопросы, Абрамович сообщил суду, что бросил школу в 16 лет, недоучился в Московском автомобильно-дорожном институте, а в 2000 году заочно, после годичного обучения, получил диплом Московской государственной юридической академии, сообщает радио "Свобода".

Кроме этого, в ходе допроса Абрамович признал, что Евгений Швидлер, президент "Сибнефти" с 1998 по 2005 годы, входит в совет директоров Millhouse, а также оказывает "определенную помощь" его команде в рамках данного разбирательства, но тут же пояснил, что помощь оказывается "не ему лично, а суду".

Абрамович признал, что они обсуждали со Швидлером показания, однако никаких договоренностей на этот счет нет: у Швидлера свой взгляд на вещи, у Абрамовича, по его словам, свой. При этом Абрамович сообщил, что есть определенный круг людей, друзей и партнеров, которым он доверяет, - они участвуют в качестве свидетелей в данном процессе. "Он назвал фамилии Швидлера, Панченко, Городилова, Тененбаума", - передает РИА "Новости".

Отвечая на вопросы по иску Березовского, Абрамович, в частности, заявил, что Березовский использовал его в качестве "дойной коровы". По его словам, его бывший партнер по бизнесу вводит суд в заблуждение, утверждая, что ему принадлежали акции "Сибнефти" и "РусАла". Тем не менее, он не отрицал, что выплатил Березовскому в течение шести лет в общей сложности 2,5 миллиарда долларов за услуги в лоббировании его деловых интересов и по чисто личным соображениям. Однако Абрамович ответил отрицательно на вопрос адвоката, были ли эти деньги переданы Березовскому за "крышевание" его бизнеса. Олигарх отрицал, что создал свой бизнес только благодаря Березовскому, и подчеркнул, что бизнесом в России в 90-е годы можно было заниматься и без покровительства Березовского. "Березовский не является членом моей семьи, - заявил Абрамович, - у меня нет перед ним никаких обязательств - юридических или моральных".

Вместе с тем, как отмечает "Коммерсант", Абрамович признал, что без помощи Березовского он не получил бы контроль над "Сибнефтью". "Березовский удовлетворенно улыбнулся", - пишет газета.

Адвокат Березовского упомянул об аресте Романа Абрамовича в начале 1990-х в связи с подделкой документов. По словам господина Абрамовича, это было заблуждение следователя. Потом выяснилось, что документ настоящий, и его отпустили.

"Никто из моих приближенных никогда не подделывал документы, - подчеркнул Абрамович и после небольшой паузы добавил, - если не считать подписания документов задним числом. Такая практика в России была, и мы это делали".

Наконец Лоренс Рабиновиц подобрался к ключевому моменту спора - идее создания "Сибнефти". 4 октября адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн признал, что Борис Березовский был инициатором создания "Сибнефти", хотя куплена она была исключительно на средства Романа Абрамовича. Однако накануне в суде Роман Абрамович заявил, что инициатива создания "Сибнефти" принадлежала именно ему.

"Идея объединения "Ноябрьскнефтегаза" и Омского НПЗ в вертикальный холдинг моя. С этой идеей я пришел к Петру Авену, который предложил мне обсудить эту тему с Березовским", - рассказал Абрамович, чем вызвал удивление у Лоренса Рабиновица. Адвокат Березовского процитировал показания Виктора Городилова (был директором "Ноябрьскнефтегаза" на протяжении около 14 лет), в которых утверждается, что именно Виктор Городилов инициировал создание компании.

Абрамович также рассказал, что не знал о Березовском как об ученом, члене-корреспонденте РАН, но знал о "ЛогоВАЗе" и о компании Avva как о финансовой пирамиде того времени. Абрамович также отметил, что большую часть сведений о Березовском он получил лишь в 1995 году.

Дав за весь день слушаний всего несколько развернутых ответов, Абрамович при этом постоянно извинялся перед судом и Рабиновицем за то, что не понимает вопросы даже с переводом, просил адвоката не задавать сложных вопросов и разбивать свои реплики на несколько фраз.

"Мне жаль, я хочу помочь, но я не понимаю, о чем вы говорите", - несколько раз повторил он.

При этом олигарх рассказал, как юристы готовили его к выступлению в суде. Присутствие на заседаниях в Британии требует соблюдения традиционного этикета, например, поклона суде на входе и выходе из зала. Если Рабиновиц пытался добиться, не помогал ли кто-то ответчику писать его свидетельское заявление, Абрамович сказал, что вся помощь заключалась в обучении "протоколу": "Меня учили смотреть на судью, спокойно дышать". Последняя реплика вызвала в зале громкий смех.

Как ожидается, Абрамович будет выступать в суде до конца следующей недели.

Слушания по иску Березовского к Абрамовичу начались в Высоком суде Лондона 3 октября. Березовский утверждает, что под давлением Абрамовича он был вынужден продать в 2000-2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в "Сибнефти" и "РусАле", значительно дешевле их реальной стоимости. Истец требует в качестве компенсации 5,6 млрд долларов.

В пятницу показания в суде давал бывший топ-менеджер ЮКОСа Леонид Невзлин. По его словам, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский лично видел документы, подтверждающие, что Березовский был ключевым акционером "Сибнефти". Один из ключевых вопросов процесса - владел ли вообще Березовский акциями "Сибнефти", что отрицает Абрамович. Имени Березовского в списке акционеров компании действительно не было, но, как утверждает свидетель, он входил в число владельцев.

Неделю назад бизнесмен Михаил Черной отказался участвовать в судебном заседании даже по видеосвязи.

Тогда эксперты не исключили, что проживающий в Израиле Черной решил отказаться от участия в процессе из опасений, что это может поставить под угрозу благоприятный исход его собственного разбирательства против Олега Дерипаски. Высокий суд Лондона рассматривает иск Черного к Дерипаске, требующего 4 млрд долларов компенсации за проданную в 2001 году обманным путем долю в "РусАле", но Дерипаска все его претензии отвергает, заявляя, что не имел общего бизнеса с Черным.

Подсчитано, что лондонские судебные слушания по иску Березовского к Абрамовичу могут обойтись истцу в сто миллионов фунтов. Правда, и адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн получает гонорар, исчисляемый восьмизначной цифрой.