США отвергли письмо Муаммара Каддафи президенту Бараку Обаме, в котором ливийский лидер призывает прекратить "несправедливую войну против небольшого населения развивающейся страны"
Global Look Press
 
 
 
Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил в ответ, что для этого "нужны не слова, а дела", а госсекретарь Хиллари Клинтон повторила требования Вашингтона и НАТО: войска Каддафи должны отступить и прекратить атаки, а сам он должен отказаться от власти
Global Look Press
 
 
 
В среду в Триполи на переговоры с Каддафи прибыл бывший американский конгрессмен-республиканец Курт Уэлдон. В Белом доме всячески подчеркивают, что он действует от собственного имени
Reuters

США отвергли письмо Муаммара Каддафи президенту Бараку Обаме, в котором ливийский лидер призывает прекратить "несправедливую войну против небольшого населения развивающейся страны". Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил в ответ, что для этого "нужны не слова, а дела", а госсекретарь Хиллари Клинтон повторила требования Вашингтона и НАТО: войска Каддафи должны отступить и прекратить атаки, а сам он должен отказаться от власти и покинуть Ливию.

Содержание письма, полученного в среду, стало известно агентству Associated Press. Каддафи обращается к Обаме "наш сын" (очевидно намекая на африканские корни президента по отцовской линии - прим. ред.), а также "Превосходительство" (Excellency). Он пишет, что демократию не построить при помощи ракет и боевой авиации и что ливийцы сами должны решать свою судьбу "в рамках Африканского союза".

Полковник настаивает, что мятежники, которые добиваются его свержения, являются членами террористической сети "Аль-Каида", и утверждает, что от военной кампании НАТО его страна страдает больше "морально", нежели "физически". Он просит Обаму повлиять на Североатлантический блок, чтобы тот прекратил агрессию. "Уверен, вы способны взять на себя такую ответственность", - говорится в письме.

- Американцы пытаются наладить неформальный диалог с Каддафи
- На фронтах сложилась патовая ситуация, НАТО думает о смене тактики

Каддафи напоминает, что его страна уже была объектом "прямой военной агрессии" США в годы президентства Рональда Рейгана, который, как известно, прозвал ливийского лидера "Бешеным псом Ближнего Востока", а также пострадала от американских и международных санкций.

Тем не менее он попытался заверить Обаму, что лично к нему не имеет претензий. "Несмотря на все это, вы всегда останетесь нашим сыном, что бы ни случилось. Мы молимся, чтобы вы оставались президентом США. Мы стремимся и надеемся на то, что вы победите на следующих выборах", - пишет ливийский лидер.

Как отмечает AP, стиль послания - официальный, но напыщенный. Оно написано на английском языке и содержит множество орфографических и грамматических ошибок. Даже имя адресата написано неверно, причем Каддафи предпочитает называть американского президента полным "мусульманским" именем - Барак Хусейн Абу Обама. Притом что по-английски оно правильно пишется так: Barack Hussein Obama, в "ливийской" версии оно выглядит так: Baraka Hussein Abu oumama (фамилия действительно начинается со строчной буквы).

Себя автор письма называет короче и более-менее верно, впрочем, на собственный лад: "Му'аумер Каддафи, Лидер Революции" (Mu'aumer Qaddaffi, Leader of the Revolution). Общепринятое английское написание его имени - Muammar.

Американцы пытаются наладить неформальный диалог с Каддафи

Впрочем, хоть власти США и демонстрируют твердость своей позиции и неготовность заключать сделки с ливийским диктатором, они осознают, что с его режимом необходимо как-то договариваться, поскольку продвижение повстанцев застопорилось, а самолеты НАТО не могут бомбить населенные районы, где сейчас сосредоточены правительственные силы.

В среду в Триполи на переговоры с Каддафи прибыл бывший американский конгрессмен-республиканец Курт Уэлдон. В Белом доме всячески подчеркивают, что он действует от собственного имени, не является официальным представителем США и не несет никакого послания из Вашингтона.

Однако, как считает "Коммерсант", США просто не афишируют своей вовлеченности в переговоры, чтобы избежать критики со стороны оппозиции, правозащитников и СМИ. На самом же деле американцы таким образом пытаются наладить неформальный диалог с ливийским режимом.

Уэлдон анонсировал свою миссию в колонке, вышедшей 5 апреля в The New York Times. Он сообщил, что едет в Триполи по личному приглашению Каддафи, с которым у них ранее уже было три встречи. Причем первая из них состоялась в 2004 году, когда ливийский лидер договаривался с Западом об отмене санкций в обмен на отказ Ливии от ядерной программы.

"Я встречался с ним достаточно, чтобы понять: одними бомбежками добиться его покорности будет очень сложно", цитирует Уэлдона российская газета. Поэтому, по его замыслу, мировое сообщество должно предложить полковнику гарантии безопасности и возможные пути к отступлению - либо в одну из союзных Триполи стран, либо на территории самой Ливии.

Одновременно США, уже официально, пытаются нащупать точки взаимодействия с Переходным национальным советом Ливии (самопровозглашенное оппозиционное правительство). Так, в задачу прибывшего в Бенгази американского эмиссара Криса Стивенса входит обсуждение вопросов, касающихся "гуманитарного содействия", "демократических устремлений" ливийской оппозиции, ее приверженности универсальным правам человека.

Кроме того, Стивенс ведет консультации относительно "практического невоенного содействия", которое могли бы оказать повстанцам Соединенные Штаты.

На фронтах сложилась патовая ситуация, а у НАТО связаны руки

К переговорам стороны ливийского конфликта подталкивает патовая ситуация, которая сейчас сложилась на фронтах. Минувшие сутки не привели к серьезному изменению расклада сил в вооруженной борьбе, сообщает ИТАР-ТАСС. Основные бои велись близ города Марса-эль-Брега, где стороны обменивались обстрелами, но без ощутимых результатов.

Повстанцы опасаются очередной попытки батальонов Каддафи штурмовать стратегически важный населенный пункт на востоке страны - Адждабию, взятие которого откроет для армии правящего режима путь на расположенный в 150 км город Бенгази, являющийся главным оплотом оппозиции.

В то же время ливийская армия, несмотря на превосходство в дисциплине и технике, не может начать широкомасштабное наступление, поскольку тогда станет легкой добычей для натовской авиации. Альянс, в свою очередь, жалуется, что лояльные полковнику войска размещают тяжелую технику и артиллерию посреди густонаселенных кварталов, поэтому наносить там удары невозможно.

Такая ситуация сложилась, к примеру, в крупном городе Мисурате к востоку от Триполи, который по-прежнему находится в осаде правительственных войск. Ливийская оппозиция обвинила НАТО в медлительности и бездействии, что позволяет Каддафи убивать мирных жителей. В ответ альянс пообещал сделать все возможное для их защиты, но на самом деле задача в данной ситуации практически невыполнима.

Как передает BBC, в НАТО поговаривают о необходимости сменить тактику - удары с воздуха, которыми пока ограничена миссия блока в Ливии, похоже, почти исчерпали себя. Каддафи довольно быстро сообразил, как избежать этого - его войска не только "прикрываются" мирными жителями, но и маскируются под повстанцев. Однако о наземной операции международных сил речь пока не идет.