В результате нападения террористов на военнослужащих на востоке Таджикистана погибли 23 человека. В их числе несколько офицеров Министерства обороны и Национальной гвардии республики, сообщил "Интерфаксу" в понедельник глава пресс-центра Минобороны республики Фаридун Махмадалиев. Ранее местные СМИ сообщали, что убиты 40 человек, а официальные источники называли цифру в 24 погибших. Не исключено, что среди нападавших были заключенные, бежавшие из душанбинского СИЗО в конце августа.
"19 сентября в 12:30 (11:30 по московскому времени) в ущелье Камароб Раштского района (185 км к востоку от Душанбе) служебные автомашины Министерства обороны Республики Таджикистана подверглись нападению террористической группы, в результате чего 23 военнослужащих погибли", - сказал Махмадалиев. Как передает ИТАР-ТАСС, еще свыше десяти военных были ранены.
"У нас несколько человек ранены, в том числе тяжело. Они все доставлены в близлежащие больницы, но так как из-за суматохи их развозили по нескольким больницам, то точное их количество пока неизвестно", - сообщил Махмадалиев.
Министерство обороны Таджикистана распространило официальное заявление, в котором возложило "полную ответственность за террористическую атаку" на сторонников полевых командиров непримиримой таджикской оппозиции Абдулло Рахимова (более известен как мулло Абдулло) и Аловудина Давлатова. Как утверждают в Душанбе, в числе нападавших были иностранные наемники из Пакистана, Афганистана и России. Данные лица "под прикрытием священной религии ислама пытаются превратить Таджикистан в арену междоусобных войн", заявил начальник пресс-центра.
По его словам, "на место совершения террористического акта прибыли сотрудники правоохранительных структур, они проводят операцию по задержанию преступной группы". "Министерство обороны Республики Таджикистан осуждает данный террористический акт и принимает все необходимые меры по задержанию и привлечению к ответственности лиц, совершивших данный террористический акт", - отметил он.
Ранее источник "Интерфакса" сообщил, что, "возможно, к боевикам мулло Абдулло присоединились беглецы из СИЗО, что мы считаем наиболее вероятной версией". Именно на восток, в Рашт, предположительно, бежали 25 заключенных следственного изолятора ГКНБ, совершившие побег в ночь на 23 августа. Пока пойманы и возвращены в тюрьму лишь семеро из них.
Абдулло Рахимов, уроженец Раштского района, был в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) одним из самых заметных полевых командиров. Когда в июне 1997 года было подписано межтаджикское соглашение о мире, по которому оппозиция получила 30-процентную квоту в правительстве, Рахимов отказался его признать, и он и его сторонники не сложили оружие. Рахимов продолжил борьбу, и именно его группа зверски убила в 1998 году на востоке страны 5 сотрудников миссии наблюдателей ООН.
В конце 90-х годов правительственные войска вытеснили отряды непримиримой оппозиции из республики. Мулло Абдулло ушел в Афганистан, где со своими сторонниками воевал на стороне талибов, однако в минувшем году внезапно объявился в припамирском Тавильдаринском районе Таджикистана. Спецоперация по его захвату не увенчалась успехом. Численность группы мулло Абдулло точно неизвестна. Однако хорошее знание местности, мобильность и поддержка бандитов у части жителей труднодоступного припамирского региона дает им возможность легко уходить от преследования правительственных сил.
15 сентября этого года руководители силовых ведомств Таджикистана - министр внутренних дел Абдурахим Каххаров, министр обороны Шерали Хайруллоев, первый зампредседателя Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Мансур Умаров - посещали Раштскую долину для проведения переговоров с полевыми командирами бывшей ОТО. Чем закончились переговоры, не сообщалось.
Раштская долина в годы гражданской войны в Таджикистане считалась оплотом Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), откуда родом были многие полевые командиры, в том числе убитый в прошлом году экс-глава МЧС Мирзо Зиеев. ОТО в гражданскую войну воевала с так называемым Народным фронтом, который привел к власти действующего президента Таджикистана Эмомали Рахмона.