Reuters

Давая свидетельские показания в Коммерческом суде в Лондоне по иску Бориса Березовского, Роман Абрамович заявил, что тот в середине 1990-х годов был ему нужен в качестве "политической крыши". Абрамовичу пришлось объясняться по вопросу о связях Березовского с чеченскими боевиками, а по поводу гибели несговорчивого партнера он сказал просто: "Он утонул".

Отвечая на вопросы адвоката Березовского Лоуренса Рабиновица, владелец футбольного клуба "Челси" признал, что термин "крыша" может подразумевать как политическую, так и физическую защиту, передает BBC.

"Если вы имеете в виду господина Березовского, то он был способен оба вида крыши предоставлять, - сказал Абрамович. - Я к нему обратился, потому что мне нужна была политическая крыша".

- Абрамович - о неожиданно погибшем несговорчивом партнере: "Он утонул"

Судья Глостер попросила Абрамовича объяснить, почему он утверждает, что мог рассчитывать и на физическую защиту после знакомства с Березовским.

"Я рассчитывал, что наличие Березовского и людей, которые его окружали, в том числе Бадри (Патаркацишвили), обеспечит в том числе физическую защиту. Но мы это не обсуждали. Это было как бы бесплатное приложение", - ответил миллиардер.

Было видно, как присутствовавший в зале суда Березовский в этот момент усмехнулся.

"В феврале 1995 года мы договорились о 30 млн долларах в год за оказание помощи - на финансирование ОРТ и личные расходы. За это Березовский должен был помочь получить президентскую подпись и добиться выпуска документов, по которым 51% останется у правительства, а 49% будут приватизированы, - цитирует Абрамовича газета "Ведомости". - Это было до того, как 10 февраля был послан первый пакет документов президенту".

Абрамович заявил на допросе, что в сфере деловых отношений, в частности ситуации с "Сибнефтью", он все обязательства перед Березовским выполнил.

Рабиновиц напомнил Абрамовичу, что именно Березовский представил его основателю "СБС-Агро" Александру Смоленскому, благодаря которому нашлись средства в размере 100,3 миллиона долларов для приобретения акций "Сибнефти". Также в ходе слушаний Рабиновиц отметил, что средства выделялись под личные гарантии Березовского.

Абрамович не стал оспаривать последнее утверждение, но сказал, что он узнал об этом не сразу, а деньги платились исключительно за политическую протекцию.

Участвовал Патаркацишвили, заявил Абрамович, и в других схемах. По словам ответчика, именно он передавал деньги чеченским боевикам, и это было "постановочным сюжетом".

"Бадри летал в Чечню, заплатил за заложников, тут прилетел на самолете Березовский с журналистами, - цитирует РИА "Новости" Абрамовича. - Я дал деньги Патаркацишвили, он полетел в Чечню и заплатил выкуп".

Речь идет о Камилле Карр и Джо Джеймсе, детских психологах из Великобритании. Они приехали в Чечню в 1997 году, чтобы бесплатно лечить детей, и в результате провели в плену больше года. Освобождены Карр и Джеймс были в 1998-м. Березовский выкупал людей из Чечни несколько раз. Из плена, в частности, была освобождена журналистка НТВ Елена Масюк и двое ее коллег. Из-за этого и других подобных эпизодов Березовский не раз сталкивался с обвинениями, что он финансирует чеченских боевиков.

"Все, что связано с чеченскими сепаратистами и их финансированием, было общеизвестным фактом. Никто этого на тот момент не скрывал, даже министр внутренних дел", - заявил Абрамович в суде.

Абрамович отверг утверждение адвоката о том, что он пытается очернить его клиента, и подчеркнул, что просто описывает ситуацию.

Рабиновиц указал, что на момент знакомства Березовского с Абрамовичем (как заявил последний, оно состоялось в конце 1994 года) его клиент лично знал всего около пяти этнических чеченцев.

Адвокат поинтересовался, считает ли ответчик "гангстером" одного из знакомых Березовского, чеченца Магомета Исмаилова. Абрамович ответил, что нет, равно как и первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, который, как известно, первые несколько лет своей жизни провел в Чечне.

Адвокат истца также попытался подорвать позицию Абрамовича о "крыше", которую якобы предоставлял Березовский.

Он указал на многочисленные факты, свидетельствующие о тесных и дружеских отношениях между Березовским и Абрамовичем в период с 1995 по 2000 годы. Абрамович не оспаривал, что в это время они, их тогдашние супруги и дети неоднократно вместе отдыхали, плавали на яхтах и отмечали, например, дни рождения Березовского и другие праздники. Абрамович был вынужден признать, что его бывшая жена Ирина и жена Березовского Елена дружили.

Рабинович указал, что эти факты не соответствуют отношениям покровителя и защищаемого, о которых говорил Абрамович.

Тот ответил, что оглядываясь назад, он признает, что много общался с Березовским и "получал удовольствие от этого общения", но в то же время не назвал бы его своим близким другом.

Тем временем, газета The Daily Telegraph опубликовала фотографию пятнадцатилетней давности, на которой запечатлены в обнимку Борис Березовский и Роман Абрамович, пишет "Московский комсомолец". Снимок, переданный в редакцию неназванными лицами, был сделан во время отдыха олигархов на испанском курорте Сотогранде. Рука Березовского покровительственно лежит на плечах Абрамовича. Это позволило газете предположить, что фото подтверждает "менторскую роль", которую играл в то время Березовский для Абрамовича. По мнению издания, это противоречит утверждениям Романа Абрамовича, что он не был другом Бориса Березовского.

Абрамович будет отвечать на вопросы адвокатов еще несколько дней.

Слушания по иску Березовского к Абрамовичу начались в Высоком суде Лондона 3 октября. Березовский утверждает, что под давлением Абрамовича он был вынужден продать в 2000-2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в "Сибнефти" и "РусАле", значительно дешевле их реальной стоимости. Истец требует в качестве компенсации 5,6 млрд долларов.

В пятницу показания в суде давал бывший топ-менеджер ЮКОСа Леонид Невзлин. По его словам, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский лично видел документы, подтверждающие, что Березовский был ключевым акционером "Сибнефти". Один из ключевых вопросов процесса - владел ли вообще Березовский акциями "Сибнефти", что отрицает Абрамович. Имени Березовского в списке акционеров компании действительно не было, но, как утверждает свидетель, он входил в число владельцев.

Неделю назад бизнесмен Михаил Черной отказался участвовать в судебном заседании даже по видеосвязи.

Тогда эксперты не исключили, что проживающий в Израиле Черной решил отказаться от участия в процессе из опасений, что это может поставить под угрозу благоприятный исход его собственного разбирательства против Олега Дерипаски. Высокий суд Лондона рассматривает иск Черного к Дерипаске, требующего 4 млрд долларов компенсации за проданную в 2001 году обманным путем долю в "РусАле", но Дерипаска все его претензии отвергает, заявляя, что не имел общего бизнеса с Черным.

Подсчитано, что лондонские судебные слушания по иску Березовского к Абрамовичу могут обойтись истцу в сто миллионов фунтов. Правда, и адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн получает гонорар, исчисляемый восьмизначной цифрой.

Абрамович - о неожиданно погибшем несговорчивом партнере: "Он утонул"

В конце слушаний во вторник Лоуренс Рабиновиц напомнил о подозрительном событии, связанном с созданием "Сибнефти", пишет газета "Ведомости".

Добиваясь включения в эту компанию двух предприятий - "Ноябрьскнефтегаза" и Омского НПЗ, Абрамович и Березовский получили поддержку гендиректора первого предприятия Виктора Городилова, а вот гендиректору НПЗ Ивану Лицкевичу планы олигархов не нравились. Лицкевич был влиятельным человеком в Омске, а его завод - крупнейшим и самым современным в стране.

Накануне Рабиновиц представил суду письмо Березовского Лицкевичу с уведомлением, что готовится указ президента об объединении, и словами, что к директору приедет Абрамович, который все объяснит.

Сам Абрамович рассказал накануне в суде, что Лицкевич был против такого плана и хотел создать финансово-промышленную группу на базе своего Омского НПЗ. Но он погиб "при сложных обстоятельствах", заметил на это адвокат Рабиновиц. "Он утонул", - уточнил Абрамович. Далее он рассказал, что с новым гендиректором завода никаких проблем при создании "Сибнефти" не было, "было понимание того, что мы хотим сделать".

По словам водителя Лицкевича, тот захотел прогуляться по берегу Иртыша, потом решил искупаться и внезапно скрылся под водой. Официальная причина смерти - сердечный приступ.