27 ноября, в пятую годовщину со дня теракта, унесшего жизни 28 пассажиров "Невского экспресса", поезда Октябрьский железной дороги, курсирующие на перегоне Алешинка - Угловка на границе Тверской и Новгородской областей дают короткий гудок в память о трагедии.
Стенды с фотографиями жертв теракта установили в световых залах Ленинградского и Московского вокзалов Москвы и Санкт-Петербурга. К ним жители двух столиц весь день несли свечи и цветы. В Петербурге траурная церемония состоялась в полдень, уточняет "Интерфакс" со ссылкой на комитет по социальной политике городской администрации.
Теракт был совершен 27 ноября 2009 года. Взрыв на железнодорожном полотне прогремел в 21:30, вызвав крушение скоростного фирменного поезда "Невский экспресс" N166, следовавшего из Москвы в Петербург. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, проскочили образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте завалились набок, а последний оторвался от состава, снес три бетонные опоры ЛЭП и врезался в откос. Всего в поезде находились 682 человека, в том числе 21 сотрудник бригады. 132 из них получили ранения. Медики смогли добраться до пострадавших только через полтора-два часа. Из-за крушения остановились 60 поездов.
Почти сразу же следствие определилось с главной версией произошедшего, заявив о теракте. А 28 ноября, когда место происшествия осматривал глава СКР Александр Бастрыкин, сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Тогда жертв удалось избежать. О причастности к теракту заявил лидер северокавказских боевиков Доку Умаров. Впрочем, в ходе расследования его слова не нашли подтверждения.
Как выяснилось впоследствии, теракт был организован группой боевиков под предводительством Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский. Обвинения были предъявлены уроженцам Ингушетии Зелимхану Аушеву и девятерым братьям Картоевым. Кроме них, в подрыве участвовали еще шестеро бандитов, которые, как и Саид Бурятский, были убиты в ходе спецоперации. Во время судебного разбирательства стало известно, что взрывные устройства были заложены заранее и сотни поездов ездили над ними в течение недели.
Как сообщала в 2009 году "Комсомольская правда", террористы рассчитывали, помимо "Невского экспресса", подорвать еще один состав. Поезд N59 Петербург - Нижний Новгород опаздывал на полторы минуты, именно это спасло его от крушения.
Дело о подрыве "Невского экспресса" рассматривалось в Тверском областном суде в закрытом режиме. В мае 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Еще один Беслан, Магомед, Ильяс, Тимур, Тархан и Идрис Картолевы получили сроки от семи до восьми лет строгого режима. Впоследствии приговор был смягчен. Также суд обязал приговоренных террористов выплатить ОАО "РЖД" 134 млн рублей. В 2013 году один из осужденных, Тархан Картоев, скончался в екатеринбургской колонии.
Пенсионерке Елене Голубевой, которая помогала оказывать первую помощь раненым, по распоряжению главы РЖД Владимира Якунина выделили земельный участок и построили новый дом взамен разрушенного оторвавшимся вагоном.